Основные положения ФЗ О занятости населения в РФ в 2020 году

Содержание

Основной функцией ФЗ о занятости граждан является регулирование основных аспектов жизнедеятельности, касающихся: социальной защиты при отсутствии возможности реализовать себя в трудовом аспекте, обеспечение соответствующих гарантий. В законе разъясняется экономическая сторона вопроса, и каким образом происходит организация трудовой деятельности в рамках действующего законодательства.

Важно знать

В ФЗ о занятости прописаны правовые обязанности трудящегося населения. Также даны подробные описания действий в случае возникающей безработицы как следствие экономического кризиса.

Понятия

14 апреля в 1991 году был обнародован акт 1032-1, предусматривающий следующие положения:

Общая информация Разъяснение каждого термина и понятия, опубликованного в ФЗ в сфере организации труда, социальной защиты, права граждан которые входят в категорию безработных
Права, на которые могут претендовать граждане в сфере рабочей занятости Осуществление самостоятельно выбора гражданами сферы профессиональной деятельности. Гражданин определяет в свободном порядке будущую специальность в соответствии со своими интересами
Государственные гарантии в сфере занятости Фиксация гарантий, отвечающая конституционному праву трудящихся граждан. Для некоторых категорий предусматриваются дополнительные льготы
Процесс регулирования занятости Объяснение процесса трудоустройства, какие государственные службы в этом помогают, какие функции выполняют профсоюзы. Они должны оказывать соответствующую помощь и поддержку в защите прав граждан
Деятельность работодателей, направленная на обеспечение рабочих мест Какие права имеют работодатели, какую роль он играет в процессе обеспечения трудовой деятельности
Компенсация и гарантии социального типа Реализация социальных гарантий в установленном порядке, которые предоставляются субъектами РФ на региональном уровне для поддержки трудящихся граждан

Назначение и цель

Нормативный акт предусматривает регламент аспектов трудовой деятельности:

  1. По трудовому договору
  2. Осуществляющие предпринимательскую деятельность
  3. Граждане, самостоятельно организующие работу для себя (фермеры, журналисты, писатели)
  4. Находящиеся на военной службе
  5. Для студентов, обучающихся на очной форме
  6. Выбор кандидатов на определенные должности с последующей оплатой.

Социальная защита и порядок ее реализации закреплен ФЗ-1032-1. В настоящем времени действует последняя редакция с действующими дополнениями.

В качестве основных целей можно выделить:

  1. Помощь в осуществлении трудовой деятельности, которые помогают обеспечить удовлетворение социальных потребностей граждан посредством приобретения материального обеспечения и получения дохода в результате реализации труда. Каждый гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в рамках действующего законодательства
  2. Создание механизма, реализующего конституционное право и защиту граждан от вероятной безработицы.

Видео: Новая редакция

Кратко

1032-1 ФЗ был установлен Верховным Судом еще в 1991 году. В результате был создан фонд на государственном уровне и служба, отвечающая за занятость населения. В 1992 году он окончательно вступил в силу, после введения ряда корректировок.

Данный закон регулирует экономические, организационные и правовые аспекты, за которые отвечает государственный орган. Основной целью является обеспечение защиты от безработицы и оказание содействия в организации трудовой деятельности.

Что изменилось

В 2016 году в декабре месяца был добавлен новый пункт 16.3, где был создан специальный справочник, рассказывающий о различных профессиях. В 2017 году добавляется еще один пункт 34.1, который предусматривает дополнительную социальную поддержку сирот или детей оставшихся без попечительства.

В случае поиска первой работы, им полагается шестимесячная выплата пособий в среднем размере зарплаты на территории региона проживания.

Как только соискатель достигает 23 лет и по истечению шести месяцев, ставка уменьшается до размера, установленного МРОТ.

Далее последовали иные изменения от 29.07.2017: 12 пункт в 18.1, 1 пункт в 30 и 33 статьях. Тезис неполное рабочее время был расширен до конкретной формулировки: неполного графика, смены или недели.

Описание глав

Каждая глава посвящена определенной тематике с закреплением базовых понятий, объяснениями прав трудящихся граждан, а также работодателей.

Общие положения

В последней редакции закона представлены следующие аспекты:

  1. Процесс принятия граждан безработными, и каковы основные условия для инициации
  2. Определение «подходящей» и «неподходящей» работы
  3. Каковы политические аспекты государства, направленные на обеспечение трудовой деятельности граждан
  4. Занятость населения РФ
  5. Определение правовых норм и обязанностей каждой участвующей стороны в рабочем процессе
  6. Получение финансовой поддержки для незащищенной категории граждан.

В законе установлен определенный порядок взаимодействия участников трудового процесса, а также положения, при которых полагается оказание социальной помощи и финансовой поддержки со стороны государства.

Права граждан

В соответствии с установленным ФЗ, каждый гражданин имеет право выбирать профессию и осуществлять трудовую деятельность в соответствии с собственными предпочтениями и пожеланиями, при наступлении определенных обстоятельств и безработицы подать документы в центр занятости и встать на учет для получения социального пособия до того момента, пока ему не будет предложена работа.

Гарантии государства

На дополнительные гарантии могут рассчитывать те граждане, которые испытывают временные трудности с официальным трудоустройством и находятся в активном поиске рабочего места:

  1. Разработка специальных программ для оказания соответствующей помощи
  2. Оказание помощи в тех субъектах РФ, где складывается острая ситуация с нехваткой мест
  3. Создание рабочих мест для категории граждан, имеющих инвалидность.

В дополнении к последнему пункту необходимо добавить предоставление квот на основании ФЗ о социальной защите граждан.

Регулирование и организация занятости населения

Федеральным органом исполнительной власти создается специальный реестр категории граждан, которые пользуются государственными услугами и осуществляют свою деятельность в сфере занятости – работодатели.

Данный орган обеспечивает надлежащий контроль деятельности в сфере занятости населения, оказанию помощи в трудовой деятельности, решении миграционных вопросов, и разрешение коллективных спорных вопросов. Все сведения предоставляются на безвозмездной основе государственным органам исполнительной власти.

Участие работодателей

Содействие работодателей посредством выполнения пунктов, предусмотренных в трудовом договоре, содействие в организации рабочих мест, подготовке профессиональных кадров, повышение квалификации и иных мероприятий.

Если предприятие самоликвидируется, либо проводит плановое сокращение штата, то оно обязано предупредить о данном мероприятии за 2 месяца с последующими полагающимися выплатами.

Социальные гарантии и компенсации

Подразумевает поддержку безработных лиц, находящихся в поиске работы. Также оказывается финансовая помощь сотрудникам, проходящим повышение квалификации, находящимся в декретном отпуске или призывникам на военные сборы.

Права сторон процесса трудоустройства

Службу занятости

На основании действующего ФЗ, данный орган обладает следующими правами и обязанностями:

  1. Организация консультаций для неработающих граждан, обсуждение вопросов занятости
  2. Оформление на учет по безработице, чтобы получать соответствующие социальные выплаты
  3. С появлением возможности, направлять безработных на освободившиеся рабочие места
  4. Помощь работодателям для подбора подходящих кадров
  5. Контролирование надлежащего исполнения прав и обязанностей граждан с инвалидностью, которые трудятся на предприятии
  6. Начисление положенных социальных выплат.

Работодателей

Для работодателей законодательство предусматривает исполнение следующих обязательств:

  1. Принимать граждан на официальной основе для осуществления трудовой деятельности, которые были направлены центром занятости
  2. Работодатель имеет право на бесплатной основе запрашивать актуальную информацию о состоянии рынка труда через Госуслуги или МФЦ
  3. При выраженном несогласии можно обжаловать решение центра занятости путем подачи заявления в высшие инстанции
  4. При регулярном нарушении сотрудниками правового порядка и установленных правил на предприятии, работодатель может уволить работника
  5. Если сотрудник получает в процессе работы травму, работодатель обязан обеспечить оказание медицинской помощи.

Соискателей

Гражданин, проживающий на территории РФ, имеет право самостоятельно выбирать область, в которой желать осуществлять трудовую деятельность. Он может обратиться на предприятие с личным визитом, либо посредством центра занятости, который будет выступать посредником.

ФЗ-1032-1 регулирует функции всех участников процесса и организации рабочей деятельности, а также защищает права граждан, обеспечивает социальные гарантии и положенные выплаты.

При несоблюдении своих обязанностей одной из сторон, предусмотрено соответствующее наказание исполнительным органом власти.

Основной функцией ФЗ о занятости граждан является регулирование основных аспектов жизнедеятельности, касающихся: социальной защиты при отсутствии возможности реализовать себя в трудовом аспекте, обеспечение соответствующих гарантий. В законе разъясняется экономическая сторона вопроса, и каким образом происходит организация трудовой деятельности в рамках действующего законодательства.

Важно знать

В ФЗ о занятости прописаны правовые обязанности трудящегося населения. Также даны подробные описания действий в случае возникающей безработицы как следствие экономического кризиса.

Понятия

14 апреля в 1991 году был обнародован акт 1032-1, предусматривающий следующие положения:

Общая информация Разъяснение каждого термина и понятия, опубликованного в ФЗ в сфере организации труда, социальной защиты, права граждан которые входят в категорию безработных
Права, на которые могут претендовать граждане в сфере рабочей занятости Осуществление самостоятельно выбора гражданами сферы профессиональной деятельности. Гражданин определяет в свободном порядке будущую специальность в соответствии со своими интересами
Государственные гарантии в сфере занятости Фиксация гарантий, отвечающая конституционному праву трудящихся граждан. Для некоторых категорий предусматриваются дополнительные льготы
Процесс регулирования занятости Объяснение процесса трудоустройства, какие государственные службы в этом помогают, какие функции выполняют профсоюзы. Они должны оказывать соответствующую помощь и поддержку в защите прав граждан
Деятельность работодателей, направленная на обеспечение рабочих мест Какие права имеют работодатели, какую роль он играет в процессе обеспечения трудовой деятельности
Компенсация и гарантии социального типа Реализация социальных гарантий в установленном порядке, которые предоставляются субъектами РФ на региональном уровне для поддержки трудящихся граждан

Назначение и цель

Нормативный акт предусматривает регламент аспектов трудовой деятельности:

  1. По трудовому договору
  2. Осуществляющие предпринимательскую деятельность
  3. Граждане, самостоятельно организующие работу для себя (фермеры, журналисты, писатели)
  4. Находящиеся на военной службе
  5. Для студентов, обучающихся на очной форме
  6. Выбор кандидатов на определенные должности с последующей оплатой.

Социальная защита и порядок ее реализации закреплен ФЗ-1032-1. В настоящем времени действует последняя редакция с действующими дополнениями.

В качестве основных целей можно выделить:

  1. Помощь в осуществлении трудовой деятельности, которые помогают обеспечить удовлетворение социальных потребностей граждан посредством приобретения материального обеспечения и получения дохода в результате реализации труда. Каждый гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в рамках действующего законодательства
  2. Создание механизма, реализующего конституционное право и защиту граждан от вероятной безработицы.

Видео: Новая редакция

Кратко

1032-1 ФЗ был установлен Верховным Судом еще в 1991 году. В результате был создан фонд на государственном уровне и служба, отвечающая за занятость населения. В 1992 году он окончательно вступил в силу, после введения ряда корректировок.

Данный закон регулирует экономические, организационные и правовые аспекты, за которые отвечает государственный орган. Основной целью является обеспечение защиты от безработицы и оказание содействия в организации трудовой деятельности.

Что изменилось

В 2016 году в декабре месяца был добавлен новый пункт 16.3, где был создан специальный справочник, рассказывающий о различных профессиях. В 2017 году добавляется еще один пункт 34.1, который предусматривает дополнительную социальную поддержку сирот или детей оставшихся без попечительства.

В случае поиска первой работы, им полагается шестимесячная выплата пособий в среднем размере зарплаты на территории региона проживания.

Как только соискатель достигает 23 лет и по истечению шести месяцев, ставка уменьшается до размера, установленного МРОТ.

Далее последовали иные изменения от 29.07.2017: 12 пункт в 18.1, 1 пункт в 30 и 33 статьях. Тезис неполное рабочее время был расширен до конкретной формулировки: неполного графика, смены или недели.

Описание глав

Каждая глава посвящена определенной тематике с закреплением базовых понятий, объяснениями прав трудящихся граждан, а также работодателей.

Общие положения

В последней редакции закона представлены следующие аспекты:

  1. Процесс принятия граждан безработными, и каковы основные условия для инициации
  2. Определение «подходящей» и «неподходящей» работы
  3. Каковы политические аспекты государства, направленные на обеспечение трудовой деятельности граждан
  4. Занятость населения РФ
  5. Определение правовых норм и обязанностей каждой участвующей стороны в рабочем процессе
  6. Получение финансовой поддержки для незащищенной категории граждан.

В законе установлен определенный порядок взаимодействия участников трудового процесса, а также положения, при которых полагается оказание социальной помощи и финансовой поддержки со стороны государства.

Права граждан

В соответствии с установленным ФЗ, каждый гражданин имеет право выбирать профессию и осуществлять трудовую деятельность в соответствии с собственными предпочтениями и пожеланиями, при наступлении определенных обстоятельств и безработицы подать документы в центр занятости и встать на учет для получения социального пособия до того момента, пока ему не будет предложена работа.

Гарантии государства

На дополнительные гарантии могут рассчитывать те граждане, которые испытывают временные трудности с официальным трудоустройством и находятся в активном поиске рабочего места:

  1. Разработка специальных программ для оказания соответствующей помощи
  2. Оказание помощи в тех субъектах РФ, где складывается острая ситуация с нехваткой мест
  3. Создание рабочих мест для категории граждан, имеющих инвалидность.

В дополнении к последнему пункту необходимо добавить предоставление квот на основании ФЗ о социальной защите граждан.

Регулирование и организация занятости населения

Федеральным органом исполнительной власти создается специальный реестр категории граждан, которые пользуются государственными услугами и осуществляют свою деятельность в сфере занятости – работодатели.

Данный орган обеспечивает надлежащий контроль деятельности в сфере занятости населения, оказанию помощи в трудовой деятельности, решении миграционных вопросов, и разрешение коллективных спорных вопросов. Все сведения предоставляются на безвозмездной основе государственным органам исполнительной власти.

Участие работодателей

Содействие работодателей посредством выполнения пунктов, предусмотренных в трудовом договоре, содействие в организации рабочих мест, подготовке профессиональных кадров, повышение квалификации и иных мероприятий.

Если предприятие самоликвидируется, либо проводит плановое сокращение штата, то оно обязано предупредить о данном мероприятии за 2 месяца с последующими полагающимися выплатами.

Социальные гарантии и компенсации

Подразумевает поддержку безработных лиц, находящихся в поиске работы. Также оказывается финансовая помощь сотрудникам, проходящим повышение квалификации, находящимся в декретном отпуске или призывникам на военные сборы.

Права сторон процесса трудоустройства

Службу занятости

На основании действующего ФЗ, данный орган обладает следующими правами и обязанностями:

  1. Организация консультаций для неработающих граждан, обсуждение вопросов занятости
  2. Оформление на учет по безработице, чтобы получать соответствующие социальные выплаты
  3. С появлением возможности, направлять безработных на освободившиеся рабочие места
  4. Помощь работодателям для подбора подходящих кадров
  5. Контролирование надлежащего исполнения прав и обязанностей граждан с инвалидностью, которые трудятся на предприятии
  6. Начисление положенных социальных выплат.

Работодателей

Для работодателей законодательство предусматривает исполнение следующих обязательств:

  1. Принимать граждан на официальной основе для осуществления трудовой деятельности, которые были направлены центром занятости
  2. Работодатель имеет право на бесплатной основе запрашивать актуальную информацию о состоянии рынка труда через Госуслуги или МФЦ
  3. При выраженном несогласии можно обжаловать решение центра занятости путем подачи заявления в высшие инстанции
  4. При регулярном нарушении сотрудниками правового порядка и установленных правил на предприятии, работодатель может уволить работника
  5. Если сотрудник получает в процессе работы травму, работодатель обязан обеспечить оказание медицинской помощи.

Соискателей

Гражданин, проживающий на территории РФ, имеет право самостоятельно выбирать область, в которой желать осуществлять трудовую деятельность. Он может обратиться на предприятие с личным визитом, либо посредством центра занятости, который будет выступать посредником.

ФЗ-1032-1 регулирует функции всех участников процесса и организации рабочей деятельности, а также защищает права граждан, обеспечивает социальные гарантии и положенные выплаты.

При несоблюдении своих обязанностей одной из сторон, предусмотрено соответствующее наказание исполнительным органом власти.

Закон о Занятости населения относится к федеральной группе законов. Он регулирует работу специализированного государственного органа, разъясняет права граждан и работодателей в области занятости, а также гарантирует социальную защиту и поддержку россиянам, которые не могут трудоустроиться.

image

Наряду с остальными федеральными законами, Закон о занятости населения составляет основу законодательства страны

Законодательный акт был принят в 1991 году, но почти за 30 лет претерпел множество изменений, дополнений и поправок. Всего в законе семь глав, из них действует только шесть. Последняя глава о контроле за исполнением закона утратила силу.

На заметку! Согласно законодательству, занятыми считаются лица, которые трудоустроены по гражданским или трудовым договорам, ведут предпринимательскую деятельность, являются учредителями организаций, проходят очное обучение в образовательных учреждениях, служат в армии, временно нетрудоспособные граждане, находящиеся в отпусках.

Служба занятости

О работе Государственной службы занятости подробно написано в двенадцатой главе закона. Этот исполнительный орган выполняет следующие функции:

  1. Сотрудники центра должны оценивать уровень занятости во вверенном им регионе и прогнозировать дальнейшее развитие рынка труда.
  2. Помогать трудоспособным гражданам в поиске работы и способствовать поиску персонала для компаний-работодателей.
  3. Проводить различные мероприятия на улучшение обстановки в области занятости.
  4. Проводить денежные выплаты активно ищущим работу гражданам.

На основании предоставленных безработным сведений о своем образовании и опыте работы, сотрудники Центра занятости ищут подходящее место для трудоустройства. Вакансия не будет считаться подходящей в следующих случаях:

  1. Чтобы устроиться на работу, безработному придется менять место жительства.
  2. В данной компании неудовлетворительные условия труда, рабочее место не соответствует нормативам и правилам.
  3. Заработная плата меньше среднего заработка гражданина за последний трехмесячный период работы. Либо зарплата, предлагаемая работодателем, меньше уровня Права граждан прожиточного минимума

Права граждан

Права трудоспособных россиян в области занятости описаны во второй главе Закона, статьи с 8 по 11. Граждане могут:

  1. Выбирать где им работать (глава 2 статья 8). Искать работу самостоятельно или при помощи специализированных государственных органов. image

    Статья 8. Право граждан на выбор места работы

  2. Получить безвозмездную консультацию о занятости у специалистов службы по поводу выбора профессии, образования и пр.
  3. Работать не только на территории страны, но и за ее пределами.
  4. Подать жалобу, если сотрудник Центра занятости совершил неправомерное действие.

Также государство дает гарантии, что граждане имеют право (статья 9):

  1. Получить материальную защиту от безработицы.
  2. Свободно выбирать профессию и род деятельности.
  3. Получить безвозмездное содействие в трудоустройстве от государственной службы.

Для поиска работы гражданин может воспользоваться бесплатными услугами специализированного госоргана

Права и обязанности работодателей

Каждый месяц работодатели предоставляют в Центры занятости информацию о незакрытых вакансиях, отчитываются о выполнении квоты при приеме на работу лиц с инвалидностью, а также сведения о финансовой несостоятельности организации.

Если работодатель принимает на работу человека, направленного службой, в течение пяти дней он обязан сообщить об этом в государственный орган. Если работодателя не устраивает кандидат, он ставит в направлении дату проведения собеседования и причину отказа (глава 5 статья 25).

Работодатели имеют следующие права, связанные с занятостью населения (глава 5 статья 26):

  1. Выбирать кандидатов на свое усмотрение, независимо от того, направлены они службой или пришли самостоятельно.
  2. Безвозмездно получать сведения от Центра занятости о ситуации на рынке труда. Такая информация доступна не только в отделениях службы, но в интернете на государственном сайте.
  3. Если работодатель считает, что представители службы занятости нарушили его права, он имеет право подать жалобу в вышестояший орган, либо в суд.

Статья 26. Права работодателей

Статус безработного

Согласно третьей статье закона о Занятости населения, статус безработного получает гражданин, отвечающий следующим требованиям:

  • он трудоспособен;
  • не имеет работы или другого дохода;
  • стоит на учете в службе занятости;
  • находится в поиске работы;
  • готов приступить к трудовой деятельности.

Безработный должен постоянно находится в поиске работы

Безработными не могут быть:

  1. Те, кто указал ложную информацию о своей профессии и навыках.
  2. Осужденные, находящиеся в местах лишения свободы или выполняющие исправительные работы.
  3. Граждане, которые в установленные законодательством сроки не прошли процедуру постановки на учет в отделении службы занятости.
  4. Граждане, которые в течение десяти дней не пришли, чтобы получить предложения от работодателей.
  5. Дети до шестнадцати лет.
  6. Граждане, которые в течение десяти дней с даты постановки на учет отказались от двух предложений работодателей.
  7. Пенсионеры.

На заметку! Если вам отказали в получении статуса безработного, вы можете снова обратиться в службу занятости с соответствующим запросом. Но сделать это можно не раньше, чем через 30 дней после даты вынесения решения.

Процедура регистрации

В законе о занятости также прописано в каком порядке проходит регистрация граждан, стремящихся найти работу. Пока подходящее рабочее место не найдется, россиянин будете под защитой государства. Каждому гражданину, имеющему статус безработного, положена финансовая помощь.

Чтобы зарегистрироваться в Центре занятости, необходимо подготовить следующий пакет документов:

  1. Документ, удостоверяющий вашу личность. В большинстве случаев это внутренний паспорт.
  2. Если вы раньше уже были официально трудоустроены, приготовьте трудовую книжку.
  3. С отдела кадров компании, где вы раньше работали, возьмите справку. В ней должна содержаться информация о том, сколько вы получали за последние три рабочих месяца. Если вы ранее не были трудоустроены, такой документ не потребуется.
  4. Документы о среднем, высшем образовании, об окончании профессиональных курсов. Это может быть школьный аттестат, диплом, свидетельства.

Размер денежных выплат

Размер пособия, который выплачивается каждому официально безработному лицу, регулируется шестой главой тридцать третьей статьей Закона. Величина денежных выплат зависит от того, сколько человек отработал до обращения в отделение службы, какая у него была заработная плата и по какой причине произошло расторжение трудового договора на прошлом месте.

Материальная помощь нетрудоустроенным гражданам осуществляются 1-2 раза в месяц

Таблица 1. Расчет выплат для нетрудоустроенных граждан

Период в месяцах  Процент от суммы, ранее зарабатываемой человеком
1,2,3 75
4 60
5 45

Общие правила расчета пособия:

  1. Россиянин, который хочет трудоустроиться и ищет работу, в первую тройку месяцев получает семьдесят пять процентов от той суммы, которую он зарабатывал на предыдущем месте.
  2. В четвертый месяц гражданину будет перечислена меньшая сумма — шестьдесят процентов от прошлого оклада.
  3. В пятый и последующие месяца человек получит сорок пять процентов от месячного оклада, который он зарабатывал ранее.

На заметку! Размер денежных выплат не может быть меньше минимального пособия по безработице. На сегодняшний день это 850 рублей. Также зачастую безработным выплачивают различные надбавки. Например, жители Москвы получают дополнительно 850 рублей, а также льготы в общественном транспорте. Максимальная сумма, которую может получить обладатель статуса безработного — четыре тысячи девятьсот рублей.

В каких случаях выплаты прекращаются?

Служба занятости имеет право сократить сумму денежных выплат, приостановить или прекратить перечисление средств (глава 6 статья 35). Гражданин перестает получать пособие по безработице в следующих случаях:

  1. У него больше нет статуса безработного, т.е. его сняли с учета.
  2. Он получает студенческую стипендию во время учебы, получения профессионального образования.
  3. Гражданин больше тридцати дней не появлялся в отделении службы.
  4. Покинул данный населенный пункт, переехал в другой.
  5. Предпринимались попытки получить материальную помощь незаконными способами;
  6. Находится в заключении.
  7. Гражданин стал пенсионером.
  8. Лицо написало письменный отказ от посредничества Центра занятости.

Последние изменения в законе о занятости населения

Последние изменения в данный акт были внесены в 29.12.2017 года (ФЗ №476). В основном они касались работы биржи труда. Сотрудники Центра занятости слишком перегружены. Наблюдается большой поток лиц, которые стремятся перерегистрироваться в качестве нетрудоустроенных.

На заметку! Некоторые из обратившихся вовсе не хотят работать, а рассчитывают на пособие. Закон защищает бюджет от подобных мошенников.

Теперь для получения материальной помощи недостаточно просто прийти и показать трудовую книжку. Изменения направлены на улучшение социальной уверенности россиян, конкурентоспособности страны, увеличение уловлетворенности оказанию услуг госорганом, повышение мобилизации.

Последние изменения:

  1. Отныне гражданам не нужно каждые десять дней приходить на перерегистрацию.
  2. Введено оповещение по электронной почте и смс-сообщениям о свежих вакансиях, профессиональных курсах.
  3. На официальном сайте Центра Занятости внедрили личные кабинеты, где также проводится оповещение граждан о новых возможностях найти подходящую компанию-работодателя.
  4. В платежных документах нужно указывать, что производимая выплата — именно пособие по безработице.
  5. Внедрили возможность оповестить инспектора о найденной работе посредством телефонных сообщений или по электронной почте.
  6. Также инспектор теперь должен периодически звонить безработному подопечному и спрашивать нашел ли он работу. Сотрудники Центра регулярно напоминают прошедшим регистрацию лицам о необходимости сняться с учета, если работа найдена.
  7. Введена исковая давность, если пособие было получено незаконным путем.
  8. Если гражданин скрыл, что нашел источник дохода, полученные выплаты будут считаться долгом перед бюджетом.

На заметку! Когда россиянин ставит в известность о подписании трудового договора, на справке от работодателя ставится штамп. Это будет доказательством того, что человек предупредил сотрудников Центра во время.

Некоторые пришедшие на биржу труда граждане стремятся лишь получить пособие, а не найти работу

Заключение

Даже несмотря на свою простоту, Закон о занятости населения вызывает массу вопросов и споров. Практика показывает, что документ далеко не совершенен. Требуется внести еще много дополнений и поправок, написать множество разъяснений. За всеми изменениями удобно следить на государственном портале правовой информации.

Похожие записи Чем отличается осмотр от досмотра? Автомобильное право Гражданское право Регистрация по месту пребывания для иностранных граждан Гражданское право Выписаться из квартиры через МФЦ Гражданское право 26 специалистов сейчас По России бесплатно 8-804 333-11-40 Ежедневно с 9.00 до 23.00 Москва и область +7 499 110-68-15 Ежедневно с 9.00 до 23.00 Санкт-Петербург и область +7 812 317-72-80 Ежедневно с 9.00 до 23.00 Ошибка

Главная / Новости и изменения

Назад

Опубликовано: 20.05.2019

Время на чтение: 6 мин

Читайте также:  Процедура увольнения по собственному желанию во время декретного отпуска

189

В 2020 году в ФЗ №1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» произошел ряд изменений, благодаря вступлению в силу таких нормативно-правовых актов, как:

  1. ФЗ №350 от 03.10.2018.
  2. ФЗ №476 29.12.2017.
  • Списки подходящей и неподходящей работы
  • Осуществление занятости инвалидов
  • Списки (регистры) службы занятости
  • Содействие по занятости инвалидов
  • Содействие работодателей в трудоустройстве инвалидов
  • Пособия по безработице
  • Размер пособия

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Задать вопрос

Списки подходящей и неподходящей работы

ФЗ №350 внес изменения в статью 4 ФЗ №1032-1, которая содержит в себе списки подходящей или неподходящей работы для соискателей.

Так, любая работа, которая отвечает требованиям трудового законодательства, в том числе общественные работы и временная занятость, подходит для таких групп соискателей, как:

  • неквалифицированные граждане, впервые устраивающиеся на работу;
  • уволенные от двух раз и более за один год («по статье»);
  • бывшие ИП и члены фермерских хозяйств;
  • отчисленные с обучения, предоставляемого службой занятости;
  • отказавшиеся от переобучения, предоставляемого службой занятости;
  • граждане, которые стоят на учете в службе занятости более года;
  • не работающие три года и более.

Неподходящей работой признается:

  • трудовая деятельность, для которой соискатель должен переменить место жительства без своего согласия;
  • рабочее место не соответствует нормам охраны труда;
  • оплата труда на месте ниже среднего трехмесячного заработка соискателя на предыдущей работе (если прошлый заработок превышает размер прожиточного минимума по региону, то оплата труда на новом месте должна быть не ниже прожиточного минимума).

Права и обязанности сторон процесса трудоустройства

Процесс трудоустройства после принятия изменений остался прежним. Каждая сторона процесса имеет свои права и обязанности. Это относится как к лицу без наличия работы, так и к государственному органу поддержки, которым выступает служба занятости.

Службы занятости

Госорган имеет особые права и обязанности. В целом обязанности включают в себя следующие пункты:

  • осуществление поиска работы и дальнейшее трудоустройство гражданина;
  • материальная поддержка граждан на период поиска работы;
  • осуществление выполнения гарантий, предусмотренных государством, всем лицам.

Важно! Служба занятости может отказать в выплатах и помощи в трудоустройстве, если у нее будут на то основания.

Государственный орган вправе также прекратить матпомощь, если это соответствует законодательной базе.

Читать так же: Закон об ООО

Работодателей

Соискателей

Главной обязанностью соискателя является полное выполнение правил нахождения в полученном статусе и активное участие в поиске работы. В то же время при отсутствии нарушений, в том числе пассивного незарегистрированного дохода, лица имеют право на материальную помощь от государства, а также на различные гарантии, которые предоставляются разным категориям соискателей.

Осуществление занятости инвалидов

ФЗ №476 внес в ФЗ №1032-1 новую статью 13.1, которая описывает процесс сопровождения при содействии по осуществлению занятости инвалидов.

Читайте также:  Уведомление об изменении окладов увеличение образец

Так, согласно новой статье:

  1. Государство обязано осуществлять содействие инвалидам, которые в этом нуждаются, по трудоустройству и адаптации на рабочем месте.
  2. Содействие или сопровождение – это оказание помощи в индивидуальном порядке при трудоустройстве, адаптации инвалида на рабочем месте, формирование доступной среды для передвижения инвалида до рабочего места и на нем.
  3. Программы по профессиональному сопровождению инвалидов включаются в региональные программы содействия занятости населения.
  4. Органы исполнительной власти субъектов РФ, которые ответственны за программу по сопровождению инвалидов в профессиональной деятельности, должны разрабатывать программу мероприятий для сопровождения, информировать работодателей о программе, работать с медико-социальными экспертами, осуществлять профориентацию, обучение, переобучение граждан с инвалидностью.
  5. Служба занятости должна индивидуально разрабатывать программу сопровождения для каждого инвалида, основываясь на программах реабилитации и абилитации.
  6. Организацию доступной среды для того, чтобы инвалиды могли добираться до рабочего места, могут осуществлять негосударственные организации (например, фонды) по договору со службой занятости.
  7. Работодатели, участвующие в программе, могут назначать наставников для сотрудника-инвалида (по желанию работников) из более опытных сотрудников, которые смогут помочь инвалиду освоиться и вовремя внести предложения по условиям для работы инвалида руководству.

Новые законы с 1 января 2020 года в России

Еще один законопроект, находящийся на рассмотрении, касается восстановления лесов на территории страны. Суть закона – расширить понятие лесного фонда, что позволит сохранить природу. На арендаторов участков и лесозаготовителей возложат обязанность по восстановлению (разведению) в пределах территории, равной площади вырубленных зеленых насаждений. Кроме того, они будут обязаны создать охранные зоны. Данные нововведения не касаются лиц, которые занимаются геологическим изучением недр, а также тех, кто эксплуатирует линейные объекты.

Как передают последние новости, следующий закон, вступающий в силу в 2020 году, касается сопровождаемой занятости инвалидов. Целью документа является максимальное упрощение маршрута гражданина до работы и его адаптация на рабочем месте. Закон предусматривает наличие специалиста по работе с инвалидами в каждом отделении службы занятости. Ведомство обязано информировать соискателя о всех вакансиях на рынке труда и предоставлять, по мере необходимости, сопровождение. В отдельных случаях режим работы может быть более гибким, чем для других, трудоспособных граждан.

Рекомендуем прочесть: Перевести нежилое в жилое

Содействие по занятости инвалидов

ФЗ №476 ввел еще одну новую статью 24.1 в ФЗ №1032-1. Согласно статье, работодатели и служба занятости обязаны:

  • обеспечить индивидуальный подход к каждому инвалиду;
  • осуществлять контроль за трудоустройством инвалидов и их закреплением на рабочих местах.

Служба занятости после получения выписки из программы реабилитации инвалида и его согласия на оказание содействия в профессиональной программе должна:

  • проанализировать существующие вакансии и провести совещания с работодателями по необходимости;
  • проконсультировать инвалида об имеющихся вакансиях;
  • способствовать взаимодействию инвалида и возможного работодателя;
  • оказывать сопровождение инвалиду на рабочем месте, основываясь на его программе реабилитации;
  • оказывать информационное сопровождение работодателю, который трудоустроил инвалида;
  • проводить обучение или переобучение инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве (в том числе на основании выписки из программы реабилитации или абилитации).

Кроме того, теперь инвалид может направить заявление в службу занятости на участие в программе профессионального сопровождения через личный кабинет ФГИС ФРИ.

Статус безработного

Статус граждане могут получить только после обращения в специальный орган государственного типа (ЦЗ). При этом, потребуется выполнить несколько условий, в том числе:

  • не иметь работы и находиться в поиске трудового места;
  • состоять на учете и соблюдать все правила нахождения там;
  • быть трудоспособным.

Если человек потерял рабочее место, то для получения статуса потребуется предоставить все необходимые документы.

Процедура регистрации

Для регистрации необходимо предоставить все документы, в том числе трудовую и 2-НДФЛ.

После рассмотрения документов служба ставит на учет безработного и начинает искать ему рабочее место.

Размер денежных выплат

В каких случаях выплаты прекращаются

Выплаты пособий прекращаются в нескольких случаях. Список оснований:

  • лицо вышло на пенсию;
  • человек трудоустроен;
  • человек нарушил правила нахождения на учете, например, не принимал участия в поиске работы;
  • время матпомощи истекло.

Все эти основания законодательно прекращают поддержку лиц в установленном порядке.

Читайте также:  Какая категория муниципальных служащих подлежит аттестации

Содействие работодателей в трудоустройстве инвалидов

В статью 25 ФЗ №1032-1 федеральный закон №476 внес новую обязанность для работодателей по содействию государству в осуществлении занятости населения. Теперь работодатели обязаны:

  • подготавливать рабочие места для инвалидов с учетом их потребностей;
  • подготавливать доступную среду для перемещения инвалида до своего рабочего места и других необходимых помещений;
  • консультировать инвалида при удаленном способе работы;
  • обеспечить индивидуальный режим работы, при необходимости;
  • предоставить наставника из числа своих сотрудников при необходимости и по желанию сотрудников.

Изменения в законе о занятости населения в 2020 году

Повышение пособия для безработных общей категории одновременно означает ужесточение по срокам. Срок выплаты пособия сокращается в два раза. В первую очередь это затронет тех, кто уже долго не работает, был уволен с прежней работы за нарушение трудовой дисциплины или другие нарушения, прекратил предпринимательскую деятельность или не представил в службу занятости справку о средней зарплате. Для перечисленных категорий срок выплаты пособия составит 3 месяца, а сумма будет установлена на минимуме — 1500 рублей в месяц.

Предпенсионерами начиная с 2020 года считаются в России те, кому до выхода на пенсию остается пять лет или меньше. Повышенное пособие по безработице на уровне минимальной зарплаты — компенсация за повышение пенсионного возраста для тех, кому трудно найти работу.

Пособия по безработице

Согласно ФЗ №350, изменились правила и порядок начисления пособий по безработице (статья 31 ФЗ №1032-1). Так, пособия теперь должны назначаться всем гражданам, которые признаны безработными, с первого дня признания.

Граждане, уволенные в связи с ликвидацией или сокращением и не нашедшие работу за срок, положенный по начислению среднего заработка, который уплачивался им на последнем рабочем месте, будут получать пособие с первого дня по истечении срока (уплаты среднего заработка).

Пособие безработным (в том числе военным-срочникам в течение года после увольнения со службы, если до призыва гражданин работал не менее шести с половиной месяцев и уволился в связи с призывом) может выплачиваться в течение не более, чем шесть месяцев (суммарно за год). Безработные, которые впервые ищут работу, не работавшие более года, уволенные по статье, уволенные в течение года и работавшие в этот год менее шести с половиной месяцев, отчисленные с обучения, предоставленного службой занятости, могут получать пособие только в течение трех месяцев в год (суммарно за год). Пособие не назначается повторно, если с предыдущего обращения гражданина не прошел год в таких случаях, как:

  • гражданин был снят с учета в предыдущий раз в связи с неявкой в службу занятости без уважительной причины;
  • гражданин пытался получить пособие обманным путем;
  • гражданин письменно отказался от услуг службы занятости.

Изменения в законе о занятости населения с 2020 года – последние новости

Последняя редакция изменений в законе о занятости населения в РФ (ЦЗН) в 2020 году

  1. Сформировать трудовые ресурсы, повысить их мобильность и защитить интересы рынка труда.
  2. Выравнивание условий обеспечения гражданина местом работы вне зависимости от его пола, расы и других отличительных признаков.
  3. Создание условия нормальной жизнедеятельности работающих граждан.
  4. Поддержание трудовой деятельности людей.
  5. Предотвращение массовых сокращений на территории страны.
  • процедура получения гражданами статуса безработных, условия для этого признания, определения «подходящей» и «неподходящей» работы;
  • определена государственная политика РФ в области трудовой занятости населения;
  • понятие занятости граждан РФ;
  • права и обязанности сторон при трудоустройстве;
  • финансовая поддержка граждан, незащищенных от безработицы;

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий