График работы водителей. Режим труда и отдыха водителей. Рабочее время и время отдыха водителей

Содержание

С учетом специфика режима труда и отдыха водителей автомобилей в целях предупреждения влияние неблагоприятных факторов на их здоровье при исполнении трудовых обязанностей постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. № 82 утверждено Положение о рабочем времени отдыха для водителей автомобилей.

Рабочее время

► Пункт 8

► Пункт 9

Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

Подготовительно-заключительные работы включают:

  • Осмотр автомобиля, прицепа, их основных узлов;
  • Проверку технического состояния автомобиля, прицепа;
  • Заправку автомобиля;
  • Постановку автомобиля на отведенное место по возвращении с работы и др.

Время простоев фиксируется в путевых листах водителя автомобиля.

► Пункт 12

► Пункт 13

► Пункт 14

► Пункт 16

► Пункт 17

Рассмотрим на условном примере составлениеграфика сменности водителя.

Пример 1

image

► Пункт 18

Для водителей может вводиться рабочий день с разделением его на части.

Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включается.

Пример 2

Пример 3

Пример 4

Пример 5

Пункт 19

Время отдыха

► Пункт 20

►Пункт 21

►Пункт 22

►Пункт 24

Пример 6

Производственно-практическое издание Транспорт/ сост. Е.В. Гриценко. — Минск, 2011

В Трудовом кодексе Российской Федерации закреплен режим труда и отдыха водителя, нарушать который не имеет права ни один работодатель. Но иногда сроки работы водителей превышают допустимые нормы. Поэтому каждый гражданин должен знать свои трудовые права.

Организация режима труда и отдыха водителей

Деятельность перевозчиков исходит из нескольких принципов, которые устанавливают график работы, выходные и перерывы работника. Водитель может работать по следующим системам:image

  1. Суммированный учет. Этот вид предполагает отсутствие графика и расписание работы. Отработанные часы могут превышать норму, которая установлена Трудовым кодексом РФ. Но главное не превышать положенных месячных стандартов, иначе это будет квалифицироваться как нарушение закона. Кроме того, всю сверхурочную работу перевозчик должен согласовать со своим работодателем. По итогу месяца водитель должен обязательно предоставить установленный компанией процент.
  2. Ежедневный учет. Данный тип предусматривает стабильный график деятельности и перевозок. В соответствии с законом в неделю рабочие часы должны составлять минимум 40. Если перевозчик ежедневно отрабатывает по 8 часов пять суток подряд, а затем положено два нерабочих дня. При 6-дневной системе работы трудовая норма не должна превышать 7 часов в день. Таким образом, ежедневный учет строго регулируется нормативно-правовым актом.

Нормативная база

Права и обязанности работника и работодателя регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, а также приказом Министерства транспорта России № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей».

Таблица 1. Нормативная база режима труда и отдыха водителей

Нормативный акт Комментарий
ТК РФ

Раздел 4 часть 3 разъясняет нормативные установки, права и обязанности водителя в условиях положенного периода труда и отдыха;

Раздел 5 часть 3 предусматривает период отдыха для водителей и перевозчиков;

Раздел 12 часть 4 устанавливает, что данный режим утверждается в специальном порядке министерствами, которые несут ответственность за перевозки (Минтранс);

Приказ Министерства транспорта России

Основные положения о должном режиме труда и отдыха;

Подтверждение пунктов Положения об особенностях режима рабочего времени.

Эти официальные акты защищают права водителей и перевозчиков всех категорий, что не зависит от рода занятости расписания. Поэтому с положениями нормативных актов должен ознакомиться каждый водитель и предприниматель.

Составление рабочего графика

Для того, чтобы правильно составить расписание для перевозчика, следует брать во внимание не только время вождения, но и ряд других факторов. В работе водителя предусмотрено время на следующие пункты:

  • пробки на дороге, аварии, заторы, произошедшие произвольно без участия водителя;
  • обязательный медосмотр водителя перед поездкой и сразу по ее окончании;
  • перерывы для отдыха от вождения, время на разминку глаз;
  • осмотр автомобильного или транспортного средства и проверка его технической исправности;
  • устранение мелких неполадок, которые можно предотвратить на месте;
  • ожидание во время посадки или высадки людей, а также при приеме грузов или же выгрузки багажа;
  • время для пересменки водителя на дальних расстояниях. В таких случаях для второго сменного водителя должно быть отведено отдельное место в салоне;
  • период сопровождения багажа или его охраны в тех случаях, когда оно является обязательным условием трудового договора, заключенном между перевозчиком и работодателем.

Читайте также:  Перевод на другую работу, его основания, порядок и сроки

Такие правила установлены и для суммарного учета работы, и для ежедневного. Согласно закону, в договоре с работодателем должно быть прописано необходимо время по каждому из вышеперечисленных пунктов.

Так, на ежедневный медосмотр принято выделять около пятнадцати минут, вождение 4 и 2 часа с обязательным отдыхом между ними, далее предусмотрен 15-минутный отдых и продолжение вождения еще в течение полутора часов. С перерывом на перекус рабочий день перевозчика составляет около 12, но закон не нарушен, поскольку вождению отводится 8 установленных часов.

Ненормированный рабочий день

К этой категории относят водителей, которые не имеют постоянного графика работы, но должны выполнить обязательную норму в месяц – 40 часов. Такие перевозчики самостоятельно устанавливают свой график, но обязаны согласовать его с руководством. Существует несколько причин, почему данный способ работы удобен многим категориям водителей:

  1. Есть работа, которая требует более долгой занятости в день, чем норма, установленная законом. Поэтому некоторые задания для перевозчиков не в состоянии гарантировать точной каждодневной записи потраченного времени.
  2. Во время некоторых перевозок рабочее время лица разделяется на несколько неравномерных частей в связи с принципами работы. В данном случае неудобно действовать по четко установленному графику, а лучше прибегнуть к свободному.
  3. В некоторых ситуациях работники желают самостоятельно распоряжаться своим временем и подстраивать его под другой род деятельности. Иногда работодатели позволяют такую форму, если на результате это никак не сказывается.
  4. Если в день необходимо потратить больше времени на перевозку груза, чем положено. Например, водитель в один день будет в дороге 14 часов, зато в другой освободится на 6 часов раньше.

Но при избрании ненормированного рабочего дня каждый водитель обязан вести ежедневный учет отработанного времени и предоставлять его работодателю. В свою очередь компания, в которой работает перевозчик, должна отслеживать его действия и выполнение заданий. После чего все сведения должны быть занесены в специальную таблицу, чтобы по итогу месяца труд перевозчика был оплачен.

Данный способ может отлично подойти водителям легковых автомобилей или тем, кто проводит экспедиции на машине.

Виды и частота перерывов

Отдых является важной и неотъемлемой частью рабочего дня каждого гражданина. Нельзя забирать данное право и у водителей. Существует строго установленная частота перерывов для перевозчиков любых категорий. Водители могут непрерывно вести транспортное средство не более четырех часов. Сам же отдых необходимо разделять на две части – по пол часа в каждый период.

Читайте также:  Как определить, какие должности относятся к служащим

Но следует учитывать и виды отдыха, на которые законом отводятся отдельные часы:

  1. Предусмотренные выходные дни. Существуют обязательные дни, в которые водитель не должен выходить на работу. По закону они должны составлять минимум 42 часа перед сменой и после нее. Рабочие дни для перевозчиков с нормированным графиком ни в коем случае не должны превышать число выходных.
  2. Обеденные перерывы. Официально каждый водитель может тратить на прием пищи от 30 минут до 2 часов рабочего дня. Превышать эти стандарты нельзя, но можно разбить перерывы на несколько частей, чтобы отдых был эффективнее. В этом случае перевозчик сам контролирует свою занятость во время рейса.
  3. Перерывы между рейсами. Этот вид отдыха зависит от графика водителя, установленного работодателем. Отдых между сменами составляет удвоенное время рейса, включая все необходимые перерывы, остановки, перевоз и ожидание багажа. Все это должно быть включено в рабочий день. Если смена водителя составляет 8 часов, то отдыхать между выходом в следующий рейс он должен не менее, чем 16 часов.

Все вышеперечисленные положения установлены законом и охраняются Трудовым кодексом РФ.

Непрерывный еженедельный отдых

Предусматривается ситуации, в которых физическое лицо отдыхает постоянно не менее 42 часов. Это относится к тем перевозчикам, которые работают пять и более суток за неделю. Соответственно, междусменный отдых не включен в непрерывный еженедельный

Например, если гражданин работал беспрерывно на протяжении 6 суток, то его перерыв должен быть не менее 62 часов в семь дней. Кроме того, согласно нормам трудового права, перевозчики обязаны получать как минимум один выходной день в неделю.

Учет рабочего времени

Рабочее время водителя складывается из многих особенностей. Иными словами, оно представляет собой совокупность обстоятельств и факторов, на которые была затрачена определенная единица времени. Согласно Федеральному закону № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», каждый работодатель обязан вести подсчет проведенного на работе времени.

Читайте также:  Как оформляется временное трудоустройство

Что должен делать работодатель:

  1. Придерживаться режима труда и отдыха, регламентированный Трудовым кодексом Российской Федерации;
  2. Оснащать автомобили техническими средствами фиксирования рабочего времени перевозчика, ведущие постоянный подсчет скорости и периоде движения ТС.

Такие приборы называются тахографами. В их функции входит фиксация и регистрация информации о режиме труда и отдыха работников. Все данные тахограф незамедлительно передает работодателю, который все заносит в специальный табель.

При отсутствии данного прибора в автомобиле компании перевозчика грозит административная ответственность. В соответствии КоАП РФ, недобросовестные работодатели могут понести наказание за следующие нарушения:

  • перевозка пассажиров или грузов без установленного тахографа;
  • тахограф используется не по назначению самим водителем или не используется вовсе;
  • нахождение за рулем транспортного средства, в котором находится неисправный тахограф.

За все вышеперечисленные правонарушения предусмотрен штраф в размере от 1 тыс. рублей до 3 тыс. рублей для физических лиц, от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей для должностных.

Ответственность за нарушение режима труда и отдыха

За нарушение режима труда и отдыха работодателем или самим водителем полагается административная ответственность. Она предусматривает штраф, размеры которого определяются степенью совершенного правонарушения.

Для водителя, который не смог соблюсти норму, прописанную в трудовом договоре, обязательно предусмотрено взимание суммы размером от 1 500 рублей до 2 000 рублей. Безусловно, недобросовестный работник скорее всего не задержится на должности и впоследствии будет уволен по статье.

Если же права перевозчика были нарушены должностным лицом или индивидуальным предпринимателем, то им грозит взыскание от 7 тыс. рублей до 10 тыс. рублей, либо же от 15 тыс. рублей до 25 тыс. рублей, зависит от лица, нарушившего закон. В новой редакции КоАП РФ такое наказание, как предупреждение, утратило свою силу.

Для юридических лиц штраф будет самый большой. Им необходимо будет выплатить от 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей за совершенное правонарушение по отношению к водителю.

Подводя итог всему вышесказанному, остается добавить, что режим труда и отдыха является неотъемлемой частью работы каждого водителя или перевозчика. Граждане должны знать свои права и уметь их защитить, если вдруг они были нарушены. Для этого достаточно знать положения, установленные Трудовым кодексом РФ.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Форма для приема вопроса, напишите свой

  • каждые сутки специалист должен отдыхать не меньше 11 ч;
  • если этот период от 9 ч, но не достигает 11, он является укороченным;
  • длительный отдых разрешен и в транспорте при наличии там места для сна, нахождении ТС на стоянке;
  • ежедневный перерыв в работе может увеличиваться до нормального или укороченного еженедельного;
  • урезанных ежедневных пауз в труде должно быть не более трех между двумя еженедельными промежутками отдыха;
  • каждые 7 суток предоставляются выходные на 45 ч подряд;
  • они могут урезаться до 36 ч, если ТС и специалист находятся в пункте приписки одного из них, до 24 ч, когда этот же перерыв в работе происходит в ином месте;
  • в предыдущем случае до конца третьей недели водитель должен получить полноценный отдых;
  • пауза, используемая в качестве возмещения за урезание еженедельных выходных, присоединяется к кратковременному отдыху не меньше 9 ч;
  • водитель может, если захочет, ежедневный отдых и уменьшенные выходные проводить в ТС при наличии в нем места для сна и нахождении на стоянке;
  • если специалист сопровождает авто, которое перемещают на пароме или поездном составе, он должен иметь угол в машине для сна и ежедневно отдыхать, с перерывами на работу не больше 2 раз (до 1 ч перед погрузкой либо выгрузкой с таможенным оформлением);
  • от предыдущих требований можно иногда отступать, но только если это диктуется необходимостью ради безопасности на дороге;
  • при нарушении перечисленных правил водитель должен зафиксировать это на регистрационном листе, распечатке тахографа по прибытии на ближайшую стоянку;
  • перевозчик организует поездку и инструктирует водителей, чтобы перечисленные правила выполнялись, а также контролирует распределение времени на труд и отдых, используя специальные личные документы;
  • графики составляются перевозчиком так, чтобы сохранялась возможность соблюдать приведенные выше требования;
  • водители следят за верным использованием тахографа;
  • если специалист был в отпуске или на больничном, либо работал на ТС, не подпадающем под правила, он предъявляет подтверждающие документы.

Рекомендуем прочитать о том, что нужно знать о карте водителя для тахографа. Из статьи вы узнаете о том, можно ли пользоваться тахографом без карты, видах карточек для тахографа, сроках изготовления и их стоимости.

А здесь подробнее о том, как работает система «Эра-Глонасс» в автомобиле и для чего она нужна.

Нормальное время труда и отдыха водителей

Время труда и отдыха водителей распределяется посуточно и по неделям, зависит от количества специалистов на одном транспорте. За день должно быть так:

  1. 4,5 ч человек ведет машину;
  2. отдыхает 45 минут;
  3. едет за рулем еще 4,5 ч (всего за день выходит 9);
  4. получает время для отдыха на 11 ч подряд минимум;
  5. после этого отсчет начинается заново.

Первые три пункта списка можно изменить: 2,5 ч за рулем, 15 мин. пауза, 2 ч в дороге, 30 мин. отдыха, еще 4,5 ч за «баранкой», длительный отдых. Так автомобилист трудится каждый день из 6-ти рабочих. Два из них время за рулем допускается продлить до 10 ч, вместо обычных 9.

Как выглядит его распределение за неделю:

  • управлять машиной человек может до 45 ч за этот период;
  • между каждыми 9 ч делают паузу в 11 ч;
  • через 6 рабочих дней предоставляется отдых на 45 ч;
  • период нахождения за рулем за 2 недели не может быть больше 90 ч.

Из норм, приведенных выше, есть и допустимые исключения:

  • ежедневный отдых разрешается уменьшить с 11 до 9 ч, но при этом 3 дня в неделю предоставляют по 12 ч в 2 или 3 интервала (один из них не меньше 8 ч);
  • еженедельный отдых может быть урезан с 45 до 36 (на месте базирования) или 24 ч (вне дома);
  • если в экипаже 2 профессионала или больше, на каждые 30 ч работы должны приходиться 8 ч свободного времяпровождения.

Смотрите в этом видео режиме труда и отдыха водителя:

Режим труда и отдыха водителей автобусов

Режим труда и отдыха водителей автобусов определяется типом перевозок. Если речь о езде по населенному пункту или между городами, пригородном движении, общее количество часов на работу и паузы в ней должно соблюдаться. Правда, оно может быть увеличено до 10-12 ч. Но распределение времени на каждый вид деятельности разрешено менять, например, так:

  1. предрейсовый осмотр – 15 мин.;
  2. за рулем – 4 ч;
  3. отдых – 3 ч;
  4. за рулем – еще 2,5 ч;
  5. пауза – 15 мин.;
  6. за рулем – 2 ч;
  7. пауза – 15 мин.;
  8. за рулем – 1,5 ч;
  9. послерейсовый осмотр – 15 мин.

В общей сложности в этот день водитель управлял автобусом 10 ч. Значит, на этой неделе переработку в 1 ч должны компенсировать таким же количеством времени на отдых. В остальном приведенные ранее нормы сохраняются.

Режим труда и отдыха водителя-международника

Режим труда и отдыха водителя-международника отличается следующими особенностями:

  • В день нагрузка распределяется так: 4,5 ч за рулем, 45 мин. пауза, еще 4,5 ч вождения. Можно разбить время иначе: 2,5 ч работы, 15 мин. перерыв, еще 2 ч. за «баранкой», 30 мин. отдыха, 4,5 ч в движении. Общее количество часов за рулем – до 9, но дважды в неделю оно может быть до 10.
  • Отрезок времени за рулем в неделю до 56 ч. Например, в понедельник – 9, во вторник – 10, в среду – 9, в четверг – 10, в пятницу – 9, в субботу – 9.
  • За 2 недели, идущие подряд, за рулем человек может находиться до 90 ч. Например, в первую вождение заняло 34 ч, во вторую – 56 ч, в третью – снова 34 ч, не больше.
  • Ежедневный отдых повторяется каждые сутки. Он должен длиться 11 ч, когда речь о регулярном. Если человек находился на работе с 6.00 понедельника, следующая 11-часовая пауза должна завершиться в это же время вторника. Между двумя периодами такого свободного отрезка может быть не больше трех сокращенных до 9 ч. Например, в понедельник водитель отдыхал после работы 11 ч, во вторник, среду и четверг – по 9 ч, в пятницу – снова 11 ч.
  • Если сотрудников в рейсе несколько, каждые 30 ч всем (но в разное время) предоставляется 9-часовой отдых. Во время управления машиной одним из них второй должен присутствовать как минимум со 2-го часа движения.
  • Если ТС перемещают поездом или паромом, авто туда грузят и забирают обратно. Когда процесс захватывает время отдыха водителя, прервать его можно только 2 раза и не дольше, чем на 1 ч.
  • Через каждые 6 дней, то есть то же число периодов по 24 ч, состоящие из вождения, коротких пауз и ежесуточного отдыха, водитель должен иметь выходные. Они длятся 45 ч. Можно сократить период до 24 ч, но потом отнятое свободное время возвращают, плюсуя к отдыху в ближайшую неделю.

Смотрите в этом видео о том, как соблюдать режим труда и отдыха:

ЕСТР режима труда и отдыха водителей

По ЕСТР режим труда и отдыха водителей как раз и должен выглядеть так, как описывалось ранее. Соглашение требует не перегружать сотрудников непосредственными обязанностями, чередовать их с паузами. И каждый период имеет свою очередность, не может быть меньше установленного Соглашением. Особенно тщательно за этим надо следить в ходе международного рейса. Но и в России ЕСТР действуют, так как страна подписала документ.

Режим работы водителя по тахографу

Режим работы водителя по тахографу – это и есть почасовое и поминутное распределение времени на вождение, отдых и другую работу:

  • каждые 4,5 ч езду за рулем 45-минутная пауза;
  • каждые 9 ч вождения – 11-часовой отдых;
  • еженедельно длительный перерыв в работе в 45 часов;
  • суммарное количество времени за рулем в неделю – максимум до 56 ч, но за 14 дней подряд – до 90 ч.

Показатели записываются и содержатся в памяти прибора, их можно проверить. Поэтому при отступлении от норм действие тоже фиксируется с объяснением причин.

Суммированный учет рабочего времени для водителей

Суммированный учет рабочего времени для водителей – это все, что затрачено на ее выполнение за месяц или квартал, а иногда и полугодие. Для данной профессии он применим потому, что иногда невозможно четко соблюсти ежедневные нормы. Продолжительность езды в некоторые сутки периода превышают до допустимых значений, но в сумме они должны соответствовать разрешенным.

Например, в марте 31 день, из которых 23 рабочих. В какие-то из них специалист трудится по 10 ч, в другие – меньше. Но общее число по суммированному учету за этот месяц не должно быть больше 184 ч (23×8). Еще при этом типе определения рабочего времени ежедневный отдых делают не меньше 12 ч.

График работы водителей

При формировании графика работы водителей работодателем должно отводиться регламентированное ЕСТР время на вождение, специальный отдых, обеденный перерыв, другие виды деятельности. Учитываются и еженедельные выходные.

Распределение осуществляется на месяц, но каждый день сотрудника тоже должен быть расписан. То есть используются и ежедневный, и суммарный виды учета времени. Не должно быть чрезмерного превышения часов на вождение, отказа от пауз и отдыха ради выполнения задач.

График работы водителей на линии международных перевозок

Что означает эффект 30 километра у дальнобойщиков

Эффект 30 километра у дальнобойщиков – это реакция организма на выпитый для бодрости растворимый кофе. Она заключается в том, что вместо активности наступает сонливость. Именно на расстоянии 30-50 км от точки начала поездки бывает большое число аварий. Поэтому опытные автомобилисты рекомендуют пить в дороге крепкий чай или молотый кофе. И соблюдать режим труда и отдыха.

Может ли водитель работать по совместительству водителем

Может ли водитель работать по совместительству водителем, регламентируется ст.329 ТК РФ:

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Иначе не удастся соблюсти нормы дорожной безопасности как для самого этого автомобилиста, так и для прочих участников движения.

Что означает ненормированный рабочий день для водителей

Ненормированный рабочий день для водителей – это большее или меньшее, количество часов в нем, чем разрешено законом в среднем. Подобное допускается, если этого требуют условия труда. Например, изменение норм принято для транспорта экспедиций, занятого в сфере геологоразведки, топографии, геодезии, то есть «в поле».

Транспортная экспедиция

Но количество смен и часов в них устанавливают, исходя из обычной протяженности рабочей недели. В каждой не должно быть более 40 ч. С учетом этого и определяется длительность ненормированного дня, она может выбираться любой. Выходные обязательны в обычном режиме.

Исключения для водителей

Правила ЕСТР по части режима труда могут не выполняться работающими:

  • на пожарных авто;
  • на машинах МЧС;
  • на технике вахтовых бригад;
  • на международных перевозках.

Это должно быть направлено не только на выполнение функций перечисленного транспорта, но и безопасность.

Организация труда водителей

Организация труда водителей должна быть такова, чтобы в течение дня нашлось время для:

  • Управления машиной. Это самая продолжительная фаза рабочего дня, но она не может превышать 9 ч. В редких случаях разрешается ехать 10-12 ч.
  • Специальных перерывов в управлении авто. Первый должен наступить не позднее 4,5 ч от его начала и длиться 45 мин.
  • Выполнения иных обязанностей, связанных с трудом водителя. Это медицинские и технические осмотры, посадка и высадка пассажиров, вынужденные простои, ликвидация поломок, стоянки на промежуточных пунктах и т. п.
  • Обеденного перерыва. При рабочем дне свыше 8 ч пауза для этих целей бывает 2 раза. Обед может занимать от получаса до 2 ч.
  • Длительных перерывов между сменами. Каждый должен быть в 2 раза дольше самого рабочего периода. Если смена длится 9 ч (с часовым обедом), следующая должна начаться через 15 ч.
  • Продолжительного отдыха в конце каждой недели. Он должен длиться от 42 ч. А если речь о пятидневке, то 57 ч.

Ответственность перевозчиков

Организатор транспортировки отвечает за соблюдение трудовых норм водителями и создает условия для этого. Он же контролирует использование тахографа, проверяет его показания. Если водитель вынужден нарушать правила, организатор должен выявить причину этого и устранить ее. За игнорирование необходимости может быть применена ч.1 ст.11.23 КоАП РФ:

Управление ТС либо выпуск на линию ТС для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения …, о режиме труда и отдыха водителя …(далее — тахограф), в случае, если его установка … предусмотрена законодательством РФ, а также с неработающим … или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) влечет наложение … штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Какой режим труда и отдыха водителей в Европе

Режим труда и отдыха водителей в Европе устанавливается в соответствии с ЕСТР. Обязательно использование тахографов, что проверяется не только организаторами поездок, но и дорожной полицией. Допускается увеличение количества часов за рулем до 12. Но все фиксируется прибором, в документах. Переработка позволяется, если это время нужно, чтобы добраться до места стоянки.

Рекомендуем прочитать о том, как не заснуть за рулем. Из статьи вы узнаете о стандартных и необычных методах, чтобы не заснуть за рулем, ответственности водителя за аварию из-за сна за рулем.

А здесь подробнее об основных правах и обязанностях водителей разных ТС.

Соблюдение регламента по чередованию разных видов труда водителей и пауз в нем нужно ради безопасности на дорогах. За нарушение наказывают не только должностных лиц, но и тех, кто за рулем. Штраф налагается по ч.2 ст.11.23 КоАП и составляет 1000-3000 р.

Полезное видео

Смотрите в этом видео об особенностях регулирования труда водителей-международников:

Положения

Открыть в формате Word image

I.  Общие положения

1. Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение) устанавливает особенности регулирования труда и отдыха водителей автомобилей (далее – водители) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

2. Положение является нормативным правовым актом, действие которого распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки грузов и/или пассажиров с коммерческой целью или использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд, а также иным лицам.

3. Режим труда и отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований настоящего Положения.

4. При междугородных перевозках грузов и пассажиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля исходя из норм настоящего Положения.

II. Рабочее время

1. В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графиком работы.

2. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

3. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц).

Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии – по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

4. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Водителям может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии – по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

6. В состав рабочего времени водителя включается:

а) время управления автомобилем;

б) время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях, при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7. Ежедневная продолжительность управления автомобилем  в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии – с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.

8. После первых 3 часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа. При остановке на перерыв для отдыха и питания указанное дополнительное время для кратковременного отдыха водителю автомобиля не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.

9. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и время проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии – по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

10. Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии – по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю. Соглашением между работодателем и водителем может быть установлен иной порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза и автомобиля.

11. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии – по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

III. Время отдыха

1. Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

а) перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;

б) ежедневный отдых;

в) еженедельный отдых;

г) отдых в праздничные дни;

д) ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).

е) отдых в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее, как правило, чем через 4 часа после начала работы.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов.

Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии – по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

3. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, – не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

4. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

5. При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

6. В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

7. В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий