Приостановление выездной налоговой проверки

Приведем реальный пример. Налоговая проверка налогоплательщика была начата 18.09.2014г. и фактически окончена 15.05.2015г. При этом проверка была приостановлена с 15.10.2014г. на основании решения руководителя налогового органа в связи с необходимостью истребования документов (информации) в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ у трех конкретных контрагентов (условно назовем их №1, №2 и №3)и возобновлена лишь через полгода – 14.04.2015г. Необходимость столь длительной приостановки в проведении налоговой проверки инспекция мотивировала тем, что документы от контрагентов №1 и №2 были получены вскоре, а вот документы от контрагента №3 в налоговый орган, мол, так и не поступили.

Напомним уважаемому читателю, что положения пункта 9 статьи 89 НК РФ недвусмысленно говорят, что приостановка выездной налоговой проверки допускается лишь для четырех целей: истребования документов (информации) в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ; получения информации от иностранных государств; проведения экспертиз; перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке.

Иных оснований для приостановления налоговых проверок НК РФ не предусматривает, а также заметим, что проведение допросов свидетелей вообще не входит в состав причин для приостановки проведения налоговой проверки. Именно так говорит закон. Но фактически в периоде объявленной приостановки проведения налоговой проверки инспекция активно проводила допросы многочисленных свидетелей. Есть протоколы допросов.

Но… налогоплательщик оказался очень дотошным, что в принципе правильно. Он связался с контрагентом №3 и получил от него информацию, что документы на запрос инспекции тот представил еще в ноябре 2014 года. Возник вопрос: почему после получения ответа от контрагента №3 еще в ноябре 2014 года инспекция не возобновила налоговую проверку, а «протянула» ее приостановку до 14.04.2015 года (ровно полгода)? Ведь основанием для этой приостановки налоговой проверки было именно истребование документов у трех конкретных лиц. Получили запрошенные документы – продолжайте проверку. Иных оснований для приостановления налоговой проверки, предусмотренных НК РФ, налоговым органом не было заявлено.

Таким образом, инспекция после получения ответа от контрагента №3 должна была (обязана была) возобновить налоговую проверку, так как у нее уже отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 9 статьи 89 НК РФ для приостановления в проведении проверки. При данных обстоятельствах срок приостановления проверки автоматически заканчивается в момент прекращения оснований для ее приостановления, а он совпадает с датой получения инспекцией запрашиваемых документов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что дальнейшее приостановление проверки (после получения всех запрошенных документов) было лишь имитацией ее приостановки, что привело к фактическому продолжению налоговой проверки сразу после даты получения инспекцией ответа от контрагента №3. А в итоге привело к нарушению предельных сроков проведения проверки, ограниченных пунктом 6 ст. 89 НК РФ (не более 2 месяцев).

Из вышеизложенного очевидно вытекает мнение, что столь длительное приостановление проведения проверки (уже без необходимости запроса документов) является просто дезинформацией налогоплательщика, направленной на получение инспекцией максимально возможного промежутка времени для проведения допросов нескольких десятков свидетелей. Очевидно, что в данном случае речь идет о факте прямого обмана налогоплательщика путем неоправданного длительного продления режима приостановки проведения налоговой проверки.

Но для чего же тогда законодатель вводил 2-месячный ограничительный срок по продолжительности проведения выездной налоговой проверки? И для чего тогда законодатель вводил четко регламентированные условия, при которых ИФНС имеет право приостанавливать ход проведения проверки только по причинам, описанным в законе? А поскольку истинный срок приостановки проверки, который требовался для получения информации от контрагента №3, был гораздо короче (об этом говорит письменный ответ контрагента №3), то это приводит к выводу, что общий ограничительный 2-месячный срок проведения выездной налоговой проверки проверяющими был значительно превышен и фактически составил почти 8 месяцев с 18.09.2014 г. по 15.05.2015 г.

ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» г. Архангельск, ул. Вельская, д.1, оф. 1, тел.: (8182) 65-65-73, 65-61-76, 65-09-25, +7-921-490-9191 e-mail: [email protected] www.aetc.ru

Другие полезные публикации – в рубрике Советы аудитора

62. Приостановление проведения выездной налоговой проверки

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования дополнительных документов (информации) в соответствии с пунктом 1 ст. 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному выше, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. В случае если проверка была приостановлена по основанию получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Для обеспечения единообразия процедур проведения выездных налоговых проверок, предусмотренных Налоговым кодексом, Федеральная налоговая служба направила письмом от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 рекомендации для использования в работе территориальных налоговых органов.

 

Решение о проведении выездной проверки

 Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

– по месту нахождения организации;

– по месту жительства физического лица;

– по месту налогового учета крупнейшего налогоплательщика;

– по месту налогового учета ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;

– по месту налогового учета иностранной организации.

Указанные решения подписываются руководителем (заместителем руководителя) соответствующего налогового органа.

 

Подготовка к проверке

 Решением о проведении проверки назначается руководитель проверяющей группы, а по месту нахождения обособленных подразделений – руководитель проверяющей бригады.

Руководитель проверяющей группы (бригады):

– изучает материалы предпроверочного анализа;

– определяет мероприятия налогового контроля, необходимые для подтверждения предполагаемых налоговых правонарушений и сбора доказательственной базы;

– составляет программу проведения выездной налоговой проверки;

– согласовывает ее с начальником отдела выездных проверок.

Программа проверки:

– разрабатывается в разрезе налогов и вопросов, подлежащих проверке;

– содержит перечень и последовательность необходимых действий, направленных на сбор доказательственной базы по каждому предполагаемому факту налогового правонарушения;

– устанавливает примерные сроки проведения мероприятий с указанием конкретных исполнителей данных мероприятий.

Программа проведения проверки утверждается начальником (заместителем начальника) соответствующего налогового органа.

 

Вручение решения проверяемому лицу

 Решение о проведении выездной налоговой проверки:

– вручается налогоплательщику;

– в случае невозможности вручения направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика, и по адресу регистрации его руководителя;

– соответствующие экземпляры направляются сопроводительным письмом в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения (не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения);

В случае выездной налоговой проверки организации в целом проведение проверки в части обособленного подразделения не может быть начато ранее проведения проверки головной организации.

Предъявление служебных удостоверений и решения является основанием доступа проверяющих на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц).

 

Место проведения выездной налоговой проверки

 Проверка проводится:

– на территории (в помещении) налогоплательщика;

– (или) по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки.

Решение о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

– при наличии письменного заявления проверяемого лица;

– (или) на основании докладной записки руководителя проверяющей группы.

При необходимости может быть проведен осмотр территорий (помещений) налогоплательщика.

Проверяемое лицо уведомляется о принятом решении.

 

На заметку

Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ).

 

Обратите внимание! Отсутствие возможности предоставления помещения для проведения проверки не препятствует доступу проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика (за исключением жилых помещений), а также проведению мероприятий налогового контроля (осмотр, инвентаризация, выемка документов и предметов).

В случае изменения места нахождения (места жительства) налогоплательщика в ходе проведения выездной налоговой проверки, проверка продолжается налоговым органом, принявшим решение о проведении проверки. При этом мероприятия налогового контроля, связанные с нахождением проверяющих на территории или в помещении налогоплательщика, могут проводиться должностными лицами налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика, включенными в состав проверяющей группы.

Срок проведения выездной налоговой проверки

 Срок проведения  проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке и не может продолжаться более двух календарных месяцев.

Срок проведения проверки может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях – до 6-ти месяцев по основаниям и в порядке, установленным приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.

Приостановление и возобновление проверки

 На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка может быть приостановлена для:

1) истребования документов (информации) у третьих лиц в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ (не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Возобновление проверки также оформляется решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Общий срок приостановления проверки не может превышать шесть месяцев.

В случае, когда проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Окончание проведения выездной налоговой проверки

 В последний день проведения проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Акт подписывают лица, проводившие проверку, и лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (его представитель). Об отказе проверяемого лица (его представителя) подписать акт в акте делается соответствующая запись.

Акт вручается проверяемому лицу (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения в течение 5 рабочих дней с даты этого акта.

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается 6-й рабочий день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

 

Участие полиции в выездной проверке

 Проведение выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел регламентируется Инструкцией, утвержденной приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

Привлекать полицию для участия в выездных проверках рекомендуется в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих:

– о необоснованном возмещении НДС, акциза (зачета или возврата иного налога);

– признаков необоснованного предъявления НДС, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

– если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки (“миграция” организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

– при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-“однодневок”, используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников полиции в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.

 

Контрольные мероприятия, проводимые одновременно с выездной проверкой

 Одновременно с выездной налоговой проверкой могут проводиться иные виды контрольной работы налоговых органов, не относящиеся к налоговому контролю, но осуществляемые в соответствии с законодательством РФ. Например, проверка соблюдения валютного законодательства; контроль выполнения кредитными организациями установленных Налоговым кодексом обязанностей; контроль применения контрольно-кассовой техники и др.

Нарушения иного законодательства, выявленные в ходе выездной проверки

 В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений иного законодательства РФ, не относящихся к цели выездной налоговой проверки, они отражаются в акте проверки только в случае, если данными фактами обусловлены деяния, содержащие признаки налоговых правонарушений. О фактах нарушений иного законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями (федерального и регионального уровней) сообщается в соответствующий территориальный орган такого ведомства, центральный аппарат ведомства.

  • Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622.docx (90.19 kB)

Срок представления истребованных в ходе выездной налоговой проверки документов указан в п. 3 ст. 93 НК РФ. В общем случае он составляет 10 рабочих дней с даты получения требования.

УФНС России по г. Москве в Письме от 30.04.2021 N 14-24/064139@ ответила, как влияет приостановка выездной проверки на срок представления документов по требованию налогового органа в рамках этой проверки.

При приостановлении проведения выездной проверки налоговые инспекторы должны (п. 9 ст. 89 НК РФ):

– освободить помещения и территорию налогоплательщика. То есть проверяющие не могут в период приостановки проводить осмотр или инвентаризацию его имущества и производить выемку документов;

– вернуть налогоплательщику все ранее истребованные подлинники. Исключение – документы, которые изъяли в ходе выемки;

– приостановить действия по истребованию у налогоплательщика документов.

При этом московское УФНС отмечает: если требование выставлено до приостановки проверки, то подать в инспекцию все запрашиваемые копии документов нужно в установленный для этого срок. Региональное Управление дает ссылку на п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 при толковании п. 9 ст. 89 НК РФ. В нем Пленум ВАС РФ, в частности, разъяснил, что налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.

На заметку:на какие требования инспекции можно не отвечать и что будет налогоплательщику, если не представить документы на контрагентов, расскажет Татьяна Смирнова на Встрече с экспертом «Налоговые проверки в 2021 году: что нужно знать и сделать, чтобы проверяющие не застали врасплох» 31 мая 2021 года.

Читайте подробнее

Выездная налоговая проверка – приостановление выездной проверки и подача уточненной декларации. Разбор спорных ситуаций во время выездных проверок – в материалах Школы бухгалтера.

Содержание

Что значит «приостановление проверки»

Вопреки названию, проверочные мероприятия на время паузы совсем не прекращаются. Они прекращаются лишь на территории налогоплательщика.

В это время проверяющие сотрудники налоговой инспекции не могут:

  • работать на территории налогоплательщика;
  • осматривать помещения организации и проводить выемку;
  • запрашивать документы у проверяемой компании;
  • опрашивать сотрудников на ее территории.

С того дня, как начинает действовать решение о приостановлении, проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и вернуть все оригиналы документов, которые запрашивали до этого. Но документы, которые получены в ходе выемки, не возвращают.

Внимание!

Если сотрудники налоговой инспекции успели запросить документы до приостановления, вы должны в положенные 10 дней подготовить и предоставить эти документы, даже если 10 дней истекут в то время, когда проверка будет уже «на паузе». Это прямо не прописано в Налоговом кодексе, но такие разъяснения дает Письмо ФНС России от 07.08.2015 № ЕД-4-2/13892@ Таким образом, если за день до приостановления вам выдадут требование, формально проверка прекратится, а по факту для вас продолжится, пока не подготовите нужные документы. Это не будет считаться нарушением со стороны ФНС.

1C-WiseAdvice использует уникальную запатентованную технологию обработки первичных документов («Процессинг»). Это позволяет обеспечить оперативный контроль за состоянием «первички» и в максимально сжатые сроки подготовить документы, которые требует ИФНС в рамках выездной налоговой проверки.

На своей территории продолжать проверочную работу налоговикам никто не запрещает. Они могут анализировать уже имеющуюся информацию, запрашивать документы у третьих лиц, опрашивать третьих лиц и бывших сотрудников организации, проводить экспертизы и т.д. К тому же, в законах нет запрета и на опрос сотрудников налогоплательщика вне его территории. Поэтому налоговики могут вызывать вас и ваших сотрудников к себе для дачи пояснений даже во время паузы.

Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?

По сути приостановить проверку – это значит просто не беспокоить налогоплательщика на его территории определенное время.

Срок приостановки выездной налоговой проверки.

Перейдем к основному вопросу статьи — приостановлению аудита. По каким причинам налоговая может сделать это? Сразу оговоримся, перечень обстоятельств — закрытый, и расширить его нельзя.

Вот основания для «паузы»:

  • Необходимо узнать информацию (истребовать документацию) у контрагента или иных лиц, владеющих сведениями (документами) по хозяйственным операциям проверяемой компании.
  • Получить сведения у зарубежных госорганов в соответствии с международными соглашениями РФ.
  • Провести экспертизы.

На какой именно период необходимо приостановить ВНП, руководитель ИФНС определяет в каждой конкретной ситуации индивидуально.

Основания для приостановления выездной налоговой проверки

Все основания для приостановления выездной проверки прописаны в п. 9 ст. 89 Налогового кодекса РФ.

Налоговики могут поставить проверку на паузу, если нужно:

  1. Запросить документы у контрагентов или других третьих лиц.
  2. Запросить информацию в иностранных госорганах.
  3. Провести экспертизу.
  4. Перевести полученную от налогоплательщика документацию, если она на иностранном языке.

Только эти основания могут стать поводом приостановить проверку. По другим причинам этого делать нельзя!

Причем по первому пункту есть и дополнительное ограничение: приостанавливать проверку для получения документов от контрагента можно только один раз по каждому контрагенту.

Сроки осуществления выездных мероприятий

Срок проведения выездных мероприятий оговорен в пункте 6 статьи 89 НК РФ. В частности, он составляет 2 месяца. Однако сроки могут быть другими при следующих обстоятельствах:

  • Проверка филиалов и представительств. Срок уменьшается до одного месяца.
  • Есть соответствующее решение проверяющих. Лица, проводящие проверку, могут вынести решение о продлении мероприятия. Подобное решение можно принимать до двух раз. Максимальный срок продления – 2 месяца.

Самая большая длительность проверки составляет 6 месяцев (2 месяца – стандартный срок, 4 месяца – продление на основании двух решений проверяющих). Срок начинает отсчитываться с даты вынесения решения об инициации проверки на основании пункта 8 статьи 89 НК РФ. Завершается он в дату оформления заключительной справки о проверке.

Приостановление проверки

Кроме продления срока, налоговый орган вправе приостановить проверку по основаниям, указанным в п. 9 ст. 89 НК РФ, на общий срок до шести месяцев, а если документы запрашиваются у иностранных госорганов, то срок приостановления может составить дополнительно три месяца. Приостанавливать проверку можно неоднократно, сроки суммируются.

Частые основания – запрос документов у контрагентов, встречная проверка. В период приостановления налоговый орган не вправе проводить мероприятия на территории налогоплательщика, в том числе и запрашивать документы. Но при этом требование, направленное налогоплательщику до приостановления, необходимо выполнить, даже если срок исполнения требования относится к периоду, когда проверка уже приостановлена.

Таким образом, несмотря на то, что общий срок проверки установлен в два месяца, максимально срок может составлять пятнадцать месяцев, то есть более года. Это зависит от ряда факторов, касающихся как самого налогоплательщика, так и проверяемого периода.

При этом, несмотря на то, что фактически указанный двухмесячный срок многократно увеличен, проведение проверки на практике может превысить и эти сроки. И хотя это является нарушением положений НК РФ, оно не является безусловным основанием для отмены решения по результатам проверки. Но затягивание проверки может быть на пользу налогоплательщику — если пропущены сроки по ст. 113 НК РФ, то оштрафовать его будет нельзя.

image

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс .

Бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Помощь в приостановлении налоговой проверки в Екатеринбурге

   Действия должностных лиц по приостановлению проверки не всегда соответствует нормам НК РФ. При нарушении прав проверяемого лица мы рекомендуем обращаться к нашему налоговому адвокату. Его опыт ведения подобных дел поможет выработать стратегию защиты нарушенного права.

image

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Дополнительная информация по теме:

Наш адвокат по налоговым спорам разъяснит все признаки реальности осуществления экономической деятельности, поможет доказать реальность сделки налоговой: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Читать далее →

Наш адвокат по налоговым делам в Екатеринбурге поможет в споре с ИФНС по необоснованной налоговой выгоде: профессионально, на выгодной основе и в срок. Звоните и записывайтесь на консультацию уже сегодня!

Читать далее →

Наш адвокат по налогам разъяснит все про налоговую оптимизацию транспортного налога: профессионально, на выгодных условиях и в срок

Читать далее →

Наш налоговый адвокат в Екатеринбурге разъяснит не только про освобождение от налогов выплат волонтерам, но и ответит на иные вопросы. Читайте подробнее на сайте АБ “Кацайлиди и партнеры”, а также звоните нам уже сегодня

Читать далее →

Наш адвокат по налоговым спорам в Екатеринбурге поможет отложить налоговую проверку, а также будет сопровождать Вас на всех ее этапах: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сейчас и записывайтесь на консультацию!

Читать далее →

Наш адвокат поможет оспорить отказ в выплате налогового вычета: профессионально, выгодно и в кротчайший срок.

Читать далее →

Наш адвокат поможет разобраться, как сэкономить на государственных услугах и не платить лишнего: профессионально и в срок.

Читать далее →

Наш адвокат по выездным налоговым проверкам в Екатеринбурге поможет Вам: профессионально, на выгодной основе, а также в кротчайший срок. Запишитесь на прием к налоговому юристу АБ “Кацайлиди и партнеры” уже сегодня!!!

Читать далее →

Узнайте, как инициировать налоговую проверку и закажите составление жалобы со стороны нашего налогового адвоката: профессионально и в срок.

Читать далее →

Наш адвокат по налогам и вопросам легализации доходов разъяснит, как избежать блокировки расчетного счета юридического лица, поможет обжаловать решение банка о блокировке: профессионально, на выгодно согласованных условиях и в срок. Звоните!

Читать далее →

image

Отзывы о нас

Отзыв по уголовным делам

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

Результаты выездной налоговой проверки

Как уже упоминалось, ВНП завершается в день составления соответствующей справки, которая вручается налогоплательщику (п. 8 и 15 ст. 89 НК РФ). Этот документ запускает процедуру оформления результатов ревизии.

Все выявленные нарушения фиксируются в акте, на составление которого у налоговиков есть два месяца (п. 1 ст. 100 НК РФ). Подготовленный акт со всеми приложениями предъявляется на подпись налогоплательщику (п. 2 ст. 100 НК РФ). Отказываться от проставления автографа не имеет смысла, так как подписание данного документа не означает согласие с изложенными в нем фактами. Напротив, подпись налогоплательщика на акте не позволит инспекторам в дальнейшем вносить в него изменения и дополнения. После подписания один экземпляр акта передается налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ).

ВНИМАНИЕ

Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, документ направляется по почте и считается врученным на шестой день с даты отправки (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

С момента получения акта начинает течь время, отведенное на составление письменных возражений (если таковые имеются). На их подготовку и отправку в ИФНС у налогоплательщика есть ровно один месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ). Возражения можно готовить как по акту в целом, если проверяемый не согласен со всеми выводами контролеров, так и по отдельным его частям.

СПРАВКА

Представление письменных возражений — право, а не обязанность налогоплательщика. Никаких штрафов или иных негативных последствий за отсутствие данного документа не предусмотрено.

Письменные возражения налогоплательщика с прилагаемыми документам, а также акт проверки со всеми приложениями формируют материалы налоговой проверки. Они поступают на рассмотрение руководителя ИФНС или его заместителя (п. 1 ст. 101 НК РФ). Рассмотрение материалов — мероприятие открытое, на которое в обязательном порядке должны пригласить руководителя компании или другого представителя налогоплательщика (п. 2 ст. 101 НК РФ). Нарушение этого правила влечет безусловную отмену решения, принятого по результатам ВНП (п. 14 ст. 101 НК РФ).

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС (его заместитель) еще раз изучает все данные, указанные в акте, а также возражения, если таковые поступили. При этом налогоплательщик вправе дополнительно давать свои пояснения, в том числе письменные. Поэтому, собираясь на рассмотрение дела, возьмите с собой чистые листы бумаги и письменные принадлежности. А если будете давать устные пояснения, следите, чтобы они были отражены в протоколе рассмотрения. Непредоставление налогоплательщику возможности дать пояснения или объяснения непосредственно в ходе рассмотрения дела — еще одно грубейшее нарушение, которое влечет безусловную отмену принятого решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Экстерн Подать жалобу на решение ИФНС через оператора ЭДО Подать бесплатно

По итогам рассмотрения выносится решение. Оно может либо быть окончательным — о привлечении к ответственности или об отказе в таковой, либо промежуточным — о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В первом случае в тексте решения о привлечении к ответственности ИФНС должна детально разобрать все доводы, которые проверяемый привел в свою защиту (как в возражениях, так и в процессе рассмотрения материалов), указав, по каким причинам они принимаются или не принимаются (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Во втором случае в решении отмечается, какие именно дополнительные мероприятия и для каких целей надо провести. При этом допустимы только три действия: экспертиза, допросы, а также истребование документов у налогоплательщика или третьих лиц. А цель такого контроля — сбор дополнительных доказательств для подтверждения или опровержения фактов, изложенных в акте. Поэтому ИФНС не может искать в рамках допмероприятий новые нарушения. Срок проведения дополнительных мероприятий ограничен одним месяцем. Продлевать его нельзя.

По окончании допмероприятий вышеописанная процедура повторяется: составляется дополнительный акт, налогоплательщик предоставляет свои письменные возражения (при наличии) и проходит новое рассмотрение всех материалов в ИФНС.

ВАЖНО НА ПЕРИОД КОРОНАВИРУСА

Налогоплательщик (его представитель) может участвовать в рассмотрении материалов проверки через телекоммуникационные каналы связи или каналы видеоконференцсвязи. Для этого надо представить в инспекцию по ТКС заявление об обеспечении такого участия и копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия. Если налогоплательщик не направит такое заявление (либо ходатайство об отложении рассмотрения дела), то налоговики смогут рассмотреть материалы проверки без его участия (п. 3 приказа ФНС от 20.03.20 № ЕД-7-2/181@).

Как до нас добраться?

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий