Кто подлежит обязательному аудиту в 2021 году

В статье мы обсудим критерии проведения обязательного аудита в 2014 году. Выясним преимущества и важность проведения проверки не только годовой, но и 9-месячной отчетности. А также остановимся на изменениях, вступивших в силу с 1 января 2014 года.

Какие компании подлежат обязательному аудиту?

В статье 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ В«Об аудиторской деятельностиВ» перечислены случаи, когда проведение аудита обязательно.

В частности, обычные коммерческие организации обязательный аудит проводят при выполнении одного из двух условий:

1. Объем выручки превышает 400 млн. руб. за предшествующий отчетному год;

или

2. Сумма активов превышает 60 млн. руб. (в бухгалтерском балансе) по состоянию на конец года, предшествующего отчетному.

С 1 января 2014 года вступила в силу новая редакция статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 г № 402-ФЗ В«О бухгалтерском учетеВ» (поправки внесены Федеральным законом от 21.12.2013 г. № 357-ФЗ).

Среди прочего, изменения коснулись сроков представления в органы статистики организациями, подлежащими обязательному аудиту, аудиторского заключения по годовой бухгалтерской отчетности.

С этого года аудиторское заключение в статистику сдается:

1. Вместе с экземпляром годовой отчетности (не позднее трех месяцев после окончания отчетного года);

или

2. Не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности (вместе с аудиторским заключением) утвержден Приказом Федеральной службы государственной статистики от 31.03.2014 г. № 220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.05.2014 г).

Данные изменения относятся к обязательному экземпляру бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемому в орган государственной статистики по месту государственной регистрации предприятия. В налоговую инспекцию в 2014 году аудиторское заключение сдавать не нужно (письмо УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 г. № 13-11/030545).

Новая норма о сроках — шаг навстречу организациям. Давно известно, что многие компании не успевают закончить аудиторскую проверку к 31 марта. Приход аудиторов совпадает по времени с подготовкой к сдаче годовой отчетности, что не всегда удобно и не позволяет бухгалтеру уделить аудиторской проверке полноценное внимание. Начиная с отчетности за 2013 год, можно больше не торопиться. Если организация уверена в достоверности бухгалтерской отчетности, то пригласить аудиторов можно в течение всего 2014 года.

Чем важен аудит отчетности за 9 месяцев?

Цель обязательного аудита — подтверждение достоверности годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому, в идеале, аудиторская проверка должна быть проведена в сроки, позволяющие представить для утверждения собственникам бухгалтерскую отчетность, подтвержденную аудиторским заключением. Ведь именно по этой отчетности акционеры и участники коммерческой организации будут судить о финансовых результатах, и утверждать размер прибыли, направляемый на выплату дивидендов за прошедший финансовый год.

К определению сроков аудиторской проверки нужно отнестись серьезно, поскольку в ходе ее проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Целесообразно не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия имеет максимальную степень загрузки.

Оптимальным вариантом для бухгалтера является проведение аудиторской проверки отчетности, составленной по итогам 9-ти месяцев текущего года. В этом случае аудиторы проведут практически весь объем работ до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки и учесть их выводы и рекомендации уже при работе в 4-м квартале текущего года, а главное подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

Как известно, при существенных искажениях учета аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с оплатой аудиторской организации стоимости дополнительной проверки по исправлению выявленных нарушений.

Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии и аудиторам избежать этих неприятностей. Аудиторы представят организации только отчет о проделанной работе с выводами, комментариями и рекомендациями, а по итогам проверки годовой отчетности (которая в этом случае займет совсем немного времени) будет выдано аудиторское заключение.

И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

Приведем несколько примеров о пользе аудита:

  1. Строительная подрядная организация списывала материалы в расход в отсутствие актов расхода ТМЦ, не оформляла передачу ТМЦ субподрядчикам в качестве давальческих, от субподрядчиков не получены документы, подтверждающие использование переданных им материалов в работе. Субподрядные договора не содержали условий об использовании в работе материалов заказчика, хотя по факту некоторые материалы передавались в качестве давальческих. КС-2 не содержали информации об использованных материалах. Аудиторы не подтвердили остатки по счету 10, а также сумму ТМЦ, списанную в расход, о чем было указано в отчете, составленном по итогам проверки отчетности за 9 месяцев. К моменту составления годового отчета бухгалтерией приведены в соответствие данные бухучета с первичными документами о передаче и списании ТМЦ, в бухучет внесены необходимые изменения.
  2. У торговой организации-поставщика товаров отсутствовал прозрачный учет транспортных расходов по доставке товаров до покупателей, товарные накладные были составлены с нарушениями, а подчас и вовсе отсутствовали, большинство договоров с покупателями содержали условие о самовывозе. Аудиторы не подтвердили сумму транспортных расходов, о чем было указано в отчете, составленном по итогам проверки отчетности за 9 месяцев. К моменту составления годового отчета бухгалтерией приведены в соответствие данные бухучета с первичными документами, подтверждающими доставку товаров, условия договоров поставки приведены в соответствие с осуществляемыми хозяйственными операциями.
  3. Организация не списывала своевременно просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности, не создавала резервов под оценочные обязательства и сомнительную дебиторскую задолженность. Аудиторы указали на эти обстоятельства в отчете, составленном по итогам проверки отчетности за 9 месяцев. К моменту составления годового отчета бухгалтерией внесены необходимые изменения в учет.

Однако польза от аудиторской проверки заключается не только в выявлении ошибок бухучета, но и налоговых правонарушений. Выявление искажений в налоговом учете поможет своевременно принять меры к их устранению и позволит избежать пеней и штрафов, которые будут начислены, если такие ошибки В«всплывутВ» в ходе налоговой проверки. Помимо прочего встречаются ошибки и В«в пользу бюджетаВ». В этом случае, их своевременное выявление и устранение поможет организации сэкономить на налоговых платежах.

Какая ответственность за не проведение аудита?

Непредставление или несвоевременное представление в органы статистики аудиторского заключения экономическими субъектами, для которых проведение аудита обязательно, влечет ответственность, установленную статьей 19.7 КоАП РФ (письмо Федеральной службы государственной статистики от 16.12.2013 г. № 1578/ОГ).

Там сказано, что непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от ста до трехсот рублей;
  • на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей;
  • на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Напомним, что на официальном сайте Минфина России размещен проект дополнений КоАП РФ статьей 15.37, предусматривающей административную ответственность за непредставление организацией аудиторского заключения с бухгалтерской отчетностью в установленных законодательством случаях. Административный штраф предлагается установить в размере от 400 тысяч до 700 тысяч рублей. С текстом документа можно ознакомиться тут:

http://www.minfin.ru/ru/legislation/projorders/index.php?id_4=17314

По состоянию на август 2014 года законопроект ещё не был принят.

Подведем итог о пользе аудита

– Несомненным плюсом проведения аудиторской проверки является то, что с ее помощью организация сможет снизить налоговые и хозяйственные риски.

– При аудите с промежуточным этапом, аудиторы ООО В«Форвард-АудитВ» выявляют и помогают исправить значительную часть ошибок и несоответствий в учете организации еще до сдачи годового отчета.

– Независимая аудиторская проверка поможет учредителям (участникам) быть в курсе В«реальногоВ» положения дел в организации.

– Положительное аудиторское заключение подтверждает достоверность учета в организации, что дает дополнительные гарантии надежности для внешних пользователей, например, для участия в тендерах, а также при получении кредитов в банках (такое требование кредитной организации часто является неотъемлемой частью пакета документов заемщика) и во многих других случаях.

Согласно ст. 5, п. 2. обязательному аудиту подлежат:

  • акционерные общества;
  • государственные предприятия на праве хозяйственного ведения с наблюдательным советом в сферах образования и здравоохранения;
  • страховые (перестраховочные) организации, страховые холдинги и организации, в которых страховая (перестраховочная) организация и (или) страховой холдинг являются крупными участниками, страховой брокер;
  • единый накопительный пенсионный фонд и управляющие инвестиционным портфелем;
  • крупные участники управляющего инвестиционным портфелем;
  • недропользователи;
  • банки, банковские холдинги и организации, в которых банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками;
  • организации гражданской авиации, за исключением авиакомпаний, осуществляющих авиационные работы по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан;
  • хлебоприемные предприятия;
  • фонд гарантирования страховых выплат;
  • фонд социального медицинского страхования;
  • юридические лица Республики Казахстан, заключившие контракт на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции;
  • хлопкоперерабатывающие организации;
  • специальные финансовые компании в соответствии с Законом Республики Казахстан «О проектном финансировании и секьюритизации»;
  • застройщики и уполномоченные компании в соответствии с Законом Республики Казахстан «О долевом участии в жилищном строительстве»;
  • расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии в соответствии с Законом Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии»;
  • уполномоченные экономические операторы в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»;
  • товарищества с ограниченной ответственностью при одновременном выполнении следующих условий:
  1. в его составе имеются участники (учредители), владеющие менее десяти процентами долей участия в уставном капитале;
  2. среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
  • Аудит годовой финансовой отчетности для товарищества с ограниченной ответственностью, относящегося к субъекту среднего предпринимательства, проводится по требованию участника (учредителя), владеющего менее десяти процентами долей участия в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью.
  • Организации, для которых аудит является обязательным и которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан публикуют в периодических печатных изданиях годовую финансовую отчетность, обязаны публиковать вместе с годовой финансовой отчетностью и аудиторский отчет.

image

Компании, осуществляющие свою закупочную деятельность по 44-ФЗ и 223-ФЗ, должны проводить обязательный аудит, подтверждающий достоверность финансовой отчетности. На какие нормы законодательства при выборе аудиторской организации заказчику необходимо обратить особое внимание? Как грамотно подготовиться и провести закупку обязательного аудита? Что следует учесть при составлении проекта договора? Что грозит заказчику за нарушение правил? Поговорим об этом в нашей статье.

В каких случаях проводится обязательный аудит, и кто его закупает?

Согласно определению 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3, ст. 1, 307-ФЗ).

По сути, это инструмент контроля за закупочной деятельностью заказчика.

Обратите внимание, закон 223-ФЗ не регулирует отбор аудиторских организаций для проведения обязательного аудита (п. 7, ч. 4, ст. 1, 223-ФЗ). Поэтому в данном случае заказчик руководствуется статьей 5 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Согласно закону № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», проводить обязательный аудит должны следующие организации:

  1. Акционерные общества;
  2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  3. Банки и МФО (микрофинансовые организации), бюро кредитных историй, организации-профучастники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли, НПФ или иные фонды, АИФ (акционерные инвестиционные фонды), УК АИФ, УК ПИФ, УК НПФ;
  4. Организации, у которых объем выручки от продажи ТРУ (товаров, работ, услуг) за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб.
  5. Организации, представляющие и публикующие консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  6. Иные организации в случаях, установленных федеральными законами (ст. 5, 307-ФЗ).

Исключение составляют:

  • госорганы, госучреждения;
  • органы местного самоуправления;
  • сельхозкооперативы и их союзы;
  • государственные внебюджетные фонды.

Они не проводят обязательный аудит по общим правилам 307-ФЗ.

А как же автономные организации? Проводят ли они аудит? Многие задаются этим вопросом. В законе 307-ФЗ нет специального указания на проведение обязательной аудиторской проверки в автономных учреждениях. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 5 307-ФЗ обязательный аудит может проводиться в иных случаях, установленных федеральными законами.

Наблюдательный совет автономного учреждения решает вопрос проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности данного учреждения самостоятельно (п. 12 ч. 1 ст. 11, № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Требование об обязательном проведении аудита может быть установлено наблюдательным советом автономного учреждения, и оно является для руководителя автономного учреждения обязательным.

Заказчики, осуществляющие свою деятельность по 223-ФЗ интересуются, нужно ли включать закупку обязательного аудита в план-график закупок по 44-ФЗ? Ведь данную закупку они должны проводить путем открытого конкурса по правилам 44-ФЗ.

В совместном письме Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18 от 24.01.2018 отражена позиция госорганов по этому вопросу. В отношении юридических лиц, указанных в 223-ФЗ применяются положения 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. При этом не подлежат применению положения 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

Не запутаться в особенностях закупки обязательного аудита различными категориями заказчиков, помогут следующие правила.

Три правила закупки обязательного аудита различными категориями заказчиков

  1. Заказчики, попадающие под действие 223-ФЗ и указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе, – путем поведения открытого конкурса.
  2. Заказчики, ведущие закупочную деятельность в соответствии с п. 7 ст. 3 44-ФЗ и указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе (открытый конкурс по 44-ФЗ), в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок.
  3. Заказчики, попадающие под действие 223-ФЗ, но не указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном 223-ФЗ и положением заказчика о закупке.

Ответственность заказчика

Напомним об ответственности: если заказчик нарушит законодательство и закупит услуги обязательного аудита по 223-ФЗ, в то время, когда необходимо провести эту закупку по требованиям 44-ФЗ о контрактной системе, то ему грозит штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. – на должностных лиц; от 50 000 до 100 000 руб. – на юридических лиц (ч. 3, ст. 7.32.3, КоАП РФ).

Закупки у субъектов МСП

В части 5 ст. 5 307-ФЗ говорится о том, что в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи ТРУ (товаров, работ, услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд руб., обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП).

В этом случае заключать договор нужно только с субъектами МСП. Поэтому в документацию следует включать требование о соответствии участника требованиям ст. 4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Подготовка договора. Методические рекомендации

Договор на проведение обязательного аудита заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе, следующими организациями (п. 4, ст. 5, 307-ФЗ):

  • организацией, в уставном капитале которой доля госсобственности составляет не менее 25 %,
  • госкорпорации, госкомпании,
  • ГУП, МУП.

Такой договор должен заключаться не реже чем один раз в пять лет.

Советом по аудиторской деятельности утверждены «Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В частности, даны рекомендации по следующим вопросам:

  • организация открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита;
  • особенности описания объекта закупки;
  • требования к участникам закупки;
  • порядок определения начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита;
  • особенности содержания заявок участников закупки;
  • правила оценки заявок участников закупки;
  • содержание и проект договора на проведение аудита.

Методические рекомендации предназначены для использования при организации и проведении открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита.

В соответствии с 44-ФЗ в конкурсную документацию должен включаться проект договора (по 44-ФЗ – контракта) на проведение обязательного аудита.

Проект договора на проведение обязательного аудита рекомендуется составлять на основе Примерного договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, одобренного Советом по аудиторской деятельности.

Исходя из 307-ФЗ, проект договора на проведение обязательного аудита не должен содержать какие-либо положения, направленные на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на ограничение доступа к информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении.

Обратите внимание, что проект договора на проведение аудита не может противоречить требованиям 307-ФЗ, федеральным стандартам аудиторской деятельности, правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов. Все эти особенности нужно учесть при его подготовке.

В проекте договора на проведение аудита рекомендуется указать, что аудитором должна быть сообщена руководству заказчика и представителям его собственников только та информация, которая представляет интерес для управления, и на которую аудитором будет обращено внимание в результате аудита, и что аудитор не обязан разрабатывать аудиторские процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления заказчиком.

Также рекомендуется определить конкретные вопросы аудита, представляющие интерес для управления заказчиком, в отношении которых ожидается соответствующая информация от аудитора.

Кто имеет право проводить аудит?

Тендеры проводятся для поддержки бизнеса, в частности, путем создания конкурентной среды, а также для борьбы с коррупцией. Но на деле получается, что победить могут компании, которые просто предлагают низкую цену, но из-за недостатка опыта не могут обеспечить качественного выполнения работы.

Совет по аудиторской деятельности дает рекомендации к выбору исполнителей, которые следует учитывать помимо общих требований к участникам закупки, установленных ст. 31 44-ФЗ. Вот основные из них:

  1. сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе должны быть включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов;
  2. аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны проходить внешний контроль качества работы;
  3. на момент проведения конкурса и в период предполагаемого подписания договора на проведение аудита у аудиторской организации, индивидуального аудитора не должно быть приостановлено членство в СРО;
  4. обязательный аудит должен проводиться только аудиторскими организациями у следующих компаний:
    • банков, МФО и страховых организаций,
    • НПФ,
    • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам,
    • организаций, в уставных капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25 %,
    • госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний;
  5. аудиторы должны быть независимы от заказчика, например, не должны быть родственниками заказчика, сотрудниками филиалов и дочерних обществ заказчика, не иметь акций компании заказчика и т.п.;
  6. аудиторы не должны допускать возникновение конфликта интересов.

Мы разобрали основные особенности обязательного аудита, которые важно учитывать заказчику. Выяснили, какие организации должны его проводить. Установили порядок подготовки к открытому конкурсу по выбору аудиторской организации, а также границы применения 44-ФЗ при его проведении.

Источник: otc.ru

Содержание страницы

Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Кто должен проходить обязательный аудит?

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности? Посмотреть ответ

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Вопрос: Как отразить в учете организации (акционерного общества) штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения? Организация не провела в установленный срок обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности. Согласно постановлению о наложении административного штрафа за непредставление аудиторского заключения на организацию наложен штраф в размере 5 000 руб. Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления. Посмотреть ответ

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Как пройти обязательный аудит?

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Аудиторская проверка подразумевает проверку правильности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Результат аудиторской проверки является объективным и независимым.

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности установлен пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности должны проходить:

  • все акционерные общества;
  • организации, у которых за предшествовавший отчетному год выручка от превысила 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превысила 60 млн руб.;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, представляющие и (или) раскрывающие годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • если организация является кредитной, страховой, клиринговой организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда;
  • организации, обязанность которых проходить обязательный аудит установлена федеральными законами. Например: застройщик, привлекающий деньги участников долевого строительства; жилищный накопительный кооператив; микрофинансовая компания.

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности можно найти на официальном сайте Министерства финансов РФ (www.minfin.ru). Минфин РФ в начале каждого года приводит Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший год. В нем обобщены предусмотренные законодательством РФ случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Основная цель аудита — это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием соответствующих данных об аудиторе, аудируемом лице, аудиторском заключении. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре, размещаются на сайте fedresurs.ru.

Кем проводится аудит

Аудит могут проводить только аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, имеющие соответствующий квалификационный аттестат и являющиеся членами саморегулируемых организаций аудиторов и внесенные в реестр, который можно найти на сайте Минфина.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний, проводится только аудиторскими организациями.

Этапы аудита

Подготовительный этап

На этом этапе разрабатывается стратегия и тактика проведения аудиторской проверки, согласовывается с клиентом программа и график проверки, проводятся работы по организации взаимодействия со структурными подразделениями организации, формируется группа аудиторов, которые будут проводить проверку и проводится ряд других подготовительных мероприятий. Подготовка позволяет получить информацию о деятельности организации, ее специфике, что позволит определить проблемные направления в работе и более качественно, эффективно провести аудиторскую проверку.

Сбор и анализ информации

На этом этапе аудиторы анализируют первичную документацию, учетную политику, регистры бухгалтерского учета, договоры с контрагентами, бухгалтерскую отчетность. Проверка осуществляется на предмет правильности отражения информации в бухгалтерском учете, соответствия законодательству всех операций. В ходе аудиторской проверки выявляются ошибки и неточности, разрабатываются рекомендации по их устранению.

Составление заключения

По завершению аудиторской проверки аудитор формирует аудиторское заключение — специальный документ, в котором содержится информация о достоверности данных, содержащихся в отчетности субъекта хозяйствования. Кроме того, аудитор представит руководству организации письменную информацию, где перечислит ошибки, выявленные при проверке, и даст рекомендации по их устранению.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения

За непредставление аудиторского заключения в налоговый орган должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 руб., организацию — на сумму от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков его хранения признается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, за совершение которого установлена административная ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 5 000 до 10 000 руб. Повторное совершение правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет.

По Приказу Минфина России от 09.03.2017 N 33н «Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг» принято считать следующие виды аудиторских услуг.

      1. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность.
      2. Аудит части бухгалтерской (финансовой) отчетности, части консолидированной финансовой отчетности.
      3. Аудит отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.
      4. Аудит части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.
      5. Аудит иной финансовой информации прошедших периодов.

Сопутствующие аудиту услуги

    1. Услуги, обеспечивающие разумную уверенность.
      1. Выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам.
      2. Выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в нефинансовой информации.
      3. Выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в предмете, отличном от информации.
    2. Услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность.
      1. Обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность.
      2. Обзорная проверка части бухгалтерской (финансовой) отчетности, части консолидированной финансовой отчетности.
      3. Обзорная проверка отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.
      4. Обзорная проверка части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.
      5. Обзорная проверка иной финансовой информации прошедших периодов.
      6. Выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам.
      7. Выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в нефинансовой информации.
      8. Выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в предмете, отличном от информации.
    3. Услуги, не обеспечивающие уверенность.
      1. Исследование предмета задания заказчика посредством выполнения согласованных с ним и (или) иным лицом процедур.
      2. Компиляция информации.

Критерии классификации аудита

  1. По отношению к пользователям информации
    • Внутренний аудит
    • Внешний аудит
  2. По отношению к требованиям законодательства
    • Обязательный аудит, который должен проводится с определенной периодичностью по закону
    • Инициативный аудит, проводится по желанию собственников
  3. По видам деятельности организаций
    • Общий аудит
    • Банковский аудит
    • Страховой аудит (для страховых компаний)
    • Аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов
  4. По назначению
    • Аудит финансовой отчетности
    • Управленческий аудит
    • Аудит на соответствие требованиям
    • Аудит хозяйственной деятельности
    • Специальный аудит
  5. По времени осуществления
    • Первоначальный аудит
    • Согласованный аудит
    • Оперативный аудит
  6. По характеру проверки
    • Подтверждающий аудит
    • Системно-ориентированный аудит
    • Базирующийся на риске аудит

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий