Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения

Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2020 — 2021 годах

Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

  • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
  • российские фирмы;
  • иностранные фирмы.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Читайте также:  Алексей максименко: «в рекламе делайте то, во что верите, и не думайте о трендах, экспертах и правилах»

image
image

Понятие контролируемой сделки

Контролируемые сделки взаимозависимых лиц являются единственным видом сделок, стоимость и ценообразование которых могут проверить налоговые органы и сравнить с текущим положением рыночных цен.

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами являются правомерным методом налогового контроля, который позволяет получить требуемые и необходимые сведения о текущем финансовом состоянии той или иной организации, о ее налогообложении и о соблюдении руководством всех установленных налоговых норм.

Непосредственным предметом данных сделок взаимозависимых лиц может являться как продажа определенных товаров, так и оказание работ или услуг.

При этом данные услуги или поставка товаров всегда определяются конкретной денежной суммой, которая и формирует общую цену договора.

Данные сделки физических или юридических лиц всегда несут за собой определенные правовые последствия, определение которых дано в НК РФ. Помимо этого, они требуют соблюдения множества условий и своевременного представления необходимой отчетности. Главным критерием данных сделок является ценообразование. Оно может быть осуществлено одним из методов, утвержденным налоговым законодательством РФ.

Контролируемые сделки — 2020-2021: критерии в табличной форме

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2020-2021 годов, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Субъекты сделок Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости? Критерии отнесения сделки к контролируемой Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым
Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий
  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка
Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое
Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД
Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль
Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ
Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

Читайте также:  Работа страховым агентом – юридическая сторона

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

ст. 275.2 НК РФ

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным или участником проекта по закону «Об инновационных научно-технологических центрах» от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС
Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль
Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке
Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами Сделки при участии посредников Сделки признаются контролируемыми, если:
  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.
П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли Сделки признаются контролируемыми, если:
  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
  • нефть и нефтепродукты;
  • сталь и иные черные металлы;
  • алюминий и иные цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • золото и иные драгметаллы;
  • алмазы и другие драгоценные камни;
Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год Ст. 105.1 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ

Читайте также:  Как ИП вести бухгалтерию самостоятельно: пошаговая инструкция 2021 года

Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/[email protected]

Эксперты КонсультантПлюс информируют: С 17.03.2021 вступают в силу изменения, согласно которым сделки с черными металлами, минеральными удобрениями и драгоценными камнями планируют проверять, меняются правила … Читайте продолжение новости, получив пробный доступ к системе К+. Это бесплатно.

Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:

  • между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;

Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.

  • между лицами, которые одновременно:
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
  • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
  • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.

Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2021 — 2021 годах, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

Взаимозависимые лица

Взаимозависимые лица — это лица, которые могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок (ст. 105.1 НК РФ). Такими лицами признаются:

2.1. Организации

Общий принцип — доля более 25%, влияние более 50%

  • Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;
  • Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • Если в организациях по решению одного и того же физического лица (либо физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами) могут быть или уже назначены или избраны: единоличные исполнительные органы организаций, либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета);
  • Если в организациях одни и те же физические лица (физические лица совместно с их взаимозависимыми лицами) составляют более 50%: состава коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета);
  • Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо.

2.2. Физические лица

Общий принцип: родственность, подчинение или зависимость

  • Если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • Взаимозависимые лица физического лица: его супруг или супруга, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и не полнородные братья и сестры, опекун (попечитель), подопечный.

2.3 Иные основания:

  • Если отношения между лицами обладают признаками взаимозависимости и лица сами признали себя взаимозависимыми;
  • По решению суда при наличии признаков взаимозависимости из п. 1 ст. 105.1 НК РФ.

Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)

В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2021 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/[email protected] в редакции приказа от 26.07.2019 № ММВ-7-13/[email protected] Скачать ее можно на нашем сайте в материале «Уведомление о контролируемых сделках: новый бланк».

Данный формуляр включает:

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

Предмет контролируемых сделок

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами, как и любые другие, должны содержать в себе такой критерий и определение, как предмет. Именно на предмет направлены все последствия сделки, ее признаки, а также ответственность сторон и иные сведения.

Предмет контролируемой сделки между лицами всегда выражается в одном из трех основных видах: покупка или поставка определенных товаров, выполнение работ, либо оказание услуг. В дальнейшем критерий предмета определяет ценообразование, устанавливает определенный порядок признания лиц взаимозависимыми и т.д. Предмет контролируемой сделки указывает в соответствующих документах, на основании данных, представленных в существующей бухгалтерской отчетности.

Сведения о предмете сделки обязательно должны быть представлены в уведомлении о контролируемых сделках.

Эти сведения должны содержать его основные признаки, определение, ценообразование и необходимое пояснение. Помимо этого, в документе должна быть кратко описана суть предмета, его виды, требование, способы передачи и т.д.

Предмет также требует указания времени и места его отгрузки, если речь идет о конкретном товаре, и точное место совершения сделки – адрес доставки, разгрузки и иные сведения. Если предметом сделки является оказание определенных услуг, указывается место потребления результатов данных услуг, а также иные важные сведения, например, последствия их некачественного выполнения, признаки, ценообразование и т.д.

Итоги

Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • приказ ФНС от 26.07.2019 № ММВ-7-13/[email protected]

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

06 апреля 2017

Контролируемые сделки – это операции, совершаемые между зависимыми друг от друга структурами (например, участниками одного холдинга), если соблюдается любой из критериев, изложенных ст. 105.14 НК РФ. Законодательство обязывает организации, участвующие в таких взаимоотношениях, вести их контроль и учет, представлять информацию в «свое» отделение ИФНС. Незнание закона или несоблюдение его норм влечет применение штрафных санкций.

Понятие «контролируемые сделки» водится в нормативно-правовые акты с единственной целью – контроль трансфертных цен, т.е. стоимости товаров и услуг, переходящих от одной взаимозависимой стороны к другой.

К таким операциям применяются особые правила налогообложения. Независимо от цен, прописанных в соглашениях, за основу берутся рыночные цены. Это означает, что фискальная база рассчитывается исходя из условий рыночной конъюнктуры, а не договоренностей между сторонами конкретной сделки.

Цель специального контроля – исключить возможность вывода средств из-под налогообложения посредством манипуляций между компаниями одной группы и дальнейшего направления денег в оффшорные страны и льготные регионы (свободные экономические зоны и другие). Международный опыт показывает, что транснациональные корпорации используют механизм трансфертных цен, чтобы выводить прибыль в государства с более низкой ставкой налога.

Контролируемые сделки – критерии на 2017 год

Пример

Фирма «А» производит товары, себестоимость которых равна 50 рублей. Рыночная цена продукта – 100 рублей. Чистая прибыль организации от реализации единицы изделия составит (100-50) = 50 рублей. Это фискальная база по налогу на прибыль.

Чтобы снизить налоговую нагрузку, «А» может пойти на хитрость: реализовать подконтрольной структуре в оффшорном государстве товар по 51 рублю, а та в дальнейшем продаст его по рыночной стоимости. При такой схеме фискальная база сократится до 1 рубля с единицы изделия, и налоговые поступления российского бюджета упадут.

Критерии контролируемых сделок 2016 разработаны специально для того, чтобы сделать ситуацию вывода прибыли в офшоры невозможной. В приведенном примере за цену сделки будет взята рыночная стоимость каждого изделия – сто рублей. Прибыль от продажи, рассчитанная на основе рыночной конъюнктуры, составит 50 руб., а не 1 руб., задекларированный хитрым налогоплательщиком. Так государство не позволит урезать бюджетные поступления нечестными схемами.

Критерии, на основании которых определяется контролируемость и необходимость дополнительного надзора, изложены в 105.14 НК. Так, операции, совершенные между резидентами России относятся к этой категории при соответствии любой из изложенных характеристик:

  • совокупная стоимость контрактов за 12 месяцев выходит за «границу» 1000000000 руб.;
  • любая из сторон является плательщиком НДПИ согласно законодательству, а суммарная стоимость контрактов выходит за лимит 60000000 руб.;
  • любой из участников сделок платит состоит на «вмененке» или перечисляет единый налог на сельхозопроизводителей, а объем операций составляет более 100000000 руб.;
  • одна из взаимозависимых компаний пользуется льготами по налогу на прибыль в связи с расположением в границах СЭЗ, участием в инвестпроекте или другими особенностями деятельности и географии, а объем операций переходит за лимит 60000000 руб.;
  • любая из сторон сделки принимает участие в разработке морского месторождения углеводородного сырья, а совокупные обороты составляют более 60 млн руб.

Таблица критериев контролируемых сделок 2016 гласит, что особое внимание уполномоченных органов должно быть уделено операциям, к которым привлекается посредник. Если роль такой третьей стороны не подразумевает создания добавочной стоимости, перераспределения рисков, а состоит лишь в купле-продаже продукции, сделка становится контролируемой вне зависимости от объемов.

Законодательным критериям соответствуют сделки на сумму от 60 млн рублей, совершаемые между российской компанией из структурой-резидентом оффшорной зоны (перечень таких стран дан в п. 3 ст. 284 НК РФ).

Если участником операций является резидент другой страны, они подразумевают необходимость допконтроля независимо от суммы и иных условий.

Фискальное право выделяет операции, не подлежащие специальному контролю уполномоченных структур, несмотря на соответствие приведенным выше критериям. К их числу относятся:

  • кредиты, выдаваемые одним банком другому на срок до недели;
  • выдача банковских гарантий между резидентами РФ;
  • операции между компаниями, расположенными в едином регионе РФ, не имеющими филиалов и ответвлений в других государствах и субъектах, не использующими льготную ставку по налогу на прибыль и лишенными убытков прошлых лет, переносимых на расходы в текущем году;
  • отношения между компаниями, добывающими нефть, газ, уголь на одном месторождении;
  • операции между членами консолидированной группы налогоплательщиков, созданной в соответствии с нормами отечественного права;
  • беспроцентные займы, выдаваемые одним резидентом РФ другому.

Перечень характеристик сделок для допконтроля не имеет расширительного значения. Если операции фирмы не соответствуют приведенным параметрам, она не обязана уведомлять о них уполномоченные структуры.

Задача фискальных органов – контролировать действия хозяйствующих субъектов и исключать возможность злоупотребления положениями отечественного права. Частности, они анализируют безвозмездные сделки и решают, какой способ расчета базы по налогу на прибыль применим в конкретном случае.

Операция может быть признана подлежащей допконтролю на основании решения суда, если будет доказано, что она является элементом совокупности однотипных операций, направленных на попытку введения в заблуждение контролирующих органов. Например, компания может дробить сделки, продавая товар не одной, а нескольким подконтрольным структурам, чтобы цена договоров оказалась менее законодательного лимита.

Пример

Компания «А» производит товар и реализует его по цене ниже рыночной подконтрольной ей структуре «Б». Когда сумма совершенных за 12 месяцев сделок приблизилась к лимиту, руководство приняло решение ввести в схему еще 2 структуры: «Е» и «Д». Объем операций разбился на суммы менее миллиарда руб.

Если посмотреть таблицу критериев контролируемых сделок 2015-2017 гг., становится понятно, что де-юре схема не подлежит допконтролю, т.к. не отвечает законодательным критериям. Де-факто члены группы взаимозависимы, а недостижение законодательного порога – попытка злоупотребления нормами права. Представители ИФНС вправе признать операции контролируемыми в судебном порядке и заставить «А» уплатить недоимку, пени и штрафы в бюджет.

Российское законодательство (ст. 105.16 НК РФ) обязывает компании знать критерии контролируемости сделок и при соответствии им совершаемых операций представлять информацию в фискальные органы. Разработана специальная форма, которая подается по месту юрадреса фирмы или по району прописки коммерсанта. Дедлайн его представления – 20.05 следующего года.

В уведомлении обязательно прописываются следующие сведения:

  • отчетный год, когда совершались операции, попадающие под допконтроль;
  • предмет соглашений;
  • данные о компаниях-партнерах по совершенным операциям (полное название, ИНН);
  • суммы полученной выручки и понесенных издержек (отдельной строкой выделяется расходная и доходная часть по операциям, не имеющим статуса контролируемых).

Представители госструктур изучают уведомление и при возникновении вопросов имеют право запросить дополнительные бумаги и отчетные формы. Для этого им отводится время начиная с 01.06 следующего года.

ИФНС вправе затребовать следующие данные:

  • характеристику бизнеса налогоплательщика;
  • описание конкретной сделки (наименования сторон, способ формирования цен, порядок совершения расчетов);
  • описание роли посредника в операциях и т.д.

На подготовку ответа компании отводится 30 дней с момента получения запроса.

Ст. 105.16 НК РФ обязывает фирмы и предпринимателей, участвующих в контролируемых сделках, представлять о них информацию в ИФНС, собирать документы и учитывать их в соответствии с внутренними правилами структуры.

Непредставление уведомления в контролирующий орган или отправка заведомо ложных сведений карается административным штрафом 5 000 рублей.

Если налогоплательщик использовал схемы с взаимосвязанными структурами для полного ухода от налога, то в соответствии со ст. 129.3 НК РФ он карается штрафом в размере 40% от непогашенного обязательства (минимум – 30 тыс. рублей).

Если в результате проведенной проверки налоговиков была выявлена недоимка, юридическое лицо карается штрафом 20% от недоплаченной суммы.

Суммы неперечисленных бюджетных обязательств взыскиваются в ходе судебного процесса, инициированного по результатам налоговой проверки.

1.       Какие налоги будет в 2019 году контролировать ФНС при проверке ценообразования?

С 2019 года в контролируемых сделках при нарушении правил ценообразования ФНС сможет корректировать налоговую базу по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (до 2019 года в перечень таких налогов входят налог на прибыль, НДС, НДПИ и НДФЛ). 

Основания и подробности:

Федеральный закон от 19.07.2018 № 199-ФЗ.

2.       Что в 2019 году изменится в перечне контролируемых сделок с взаимозависимыми резидентами?

С 2019 года будет признаваться контролируемой сделка, в которой стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль. Однако, из этого правила есть исключения. Так, контролируемыми не будут считаться сделки:

Сделки с участниками инновационных научно-технологических проектов, которые освобождены от НДС на основании статьи 145.1 НК, будут относиться к контролируемым.

Новые критерии учитываются для определения контролируемых сделок за 2019 год независимо от даты заключения договора.

Основания и подробности:

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ, Федеральный закон от 30.10.2018 № 373-ФЗ.

3.       Какой доход от сделки со взаимозависимым нерезидентом позволяет отнести ее к категории контролируемых? Имеет ли значение, заключена сделка напрямую или через независимого формального посредника?

С 2019 года вводится суммовой критерий отнесения сделок с иностранной взаимозависимой компанией (в том числе с участием независимого формального посредника) к контролируемым. Сделка будет считаться таковой, если доход по ней превышает 60 млн руб. Новые критерии учитываются для определения контролируемых сделок за 2019 год независимо от даты заключения договора. Обратите внимание, что это правило – для сделок с нерезидентами. Об изменениях в работе с резидентами мы пишем далее.

Основания и подробности:

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ, Федеральный закон от 30.10.2018 № 373-ФЗ.

4.       Какой должна быть сумма дохода от сделки со взаимозависимым резидентом, чтобы такая сделка считалась контролируемой?

С 2019 года увеличен порог дохода, по которому определяется отнесение сделок со взаимозависимым резидентом к контролируемым. Ранее нижний порог суммы таких сделок составлял 60 или 100 млн рублей. С 2019 года он будет составлять 1 млрд рублей. К контролируемым будут относиться сделки, доход по которым превышает эту сумму. Новые критерии учитываются для определения контролируемых сделок за 2019 год независимо от даты заключения договора.

Обратите внимание, что эти правила не распространяются на сделки резидентов с участием независимого формального посредника – об этом ниже.

Основания и подробности:

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ, Федеральный закон от 30.10.2018 № 373-ФЗ.

5.       Как определить, относится ли к контролируемым сделка между взаимозависимыми резидентами с участием независимого формального посредника?

С 2019 года сделки между российскими взаимозависимыми лицами с участием независимого формального посредника будут признаваться контролируемыми, если доходы по ним превышают 60 млн руб. Таким образом, суммовой порог по таким сделкам значительно снижается (до 1 января 2019 года он составлял 1 млрд руб., 100 или 60 млн руб). Новые критерии учитываются для определения контролируемых сделок за 2019 год независимо от даты заключения договора.

Основания и подробности:

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ, Федеральный закон от 30.10.2018 № 373-ФЗ.image

Срок представления уведомления о контролируемых сделках за 2019 год истекает 20 мая 2020 года (на 21.04.2020). Эксперты 1С в статье рассказывают о новых критериях для признания сделок контролируемыми и о том, как в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» редакции 3.0 подготовить уведомление за 2019 год с учетом актуальных изменений законодательства.

В соответствии с разделом V.1 НК РФ государство контролирует сделки, с помощью которых недобросовестные налогоплательщики могут уменьшить налог на прибыль организаций за счет манипулирования ценой в сделках:

  • с взаимозависимыми лицами,
  • товарами мировой биржевой торговли,
  • с лицами, зарегистрированными в офшорах.

Налогоплательщики (юридические и физические лица), которые в 2019 году совершали сделки подобного рода, должны не позднее 20.05.2020 представить уведомление о контролируемых сделках в налоговую инспекцию по месту своего учета. На основании таких представленных уведомлений налоговые органы проверяют контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки. Под контроль могут подпадать как сам предмет сделки и его цена, так и условия поставки товаров (работ, услуг, имущественных прав).

За непредставление уведомления в установленный срок или недостоверное заполнение уведомления НК РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

1С:ИТС

Подробнее о том, какие лица признаются взаимозависимыми и какие сделки признаются контролируемыми, а также к каким последствиям может привести заключение указанных сделок, см. в «Бизнес-справочнике: правовые аспекты»раздела «Консультации по законодательству».

С 01.01.2019 правила признания сделок контролируемыми изменились. С одной стороны, количество контролируемых сделок сократилось. С другой стороны, появились новые основания контроля.

В 2019 году появился новый налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), а в Налоговом кодексе РФ – одноименная новая глава 25.4, введенная Федеральным законом от 19.07.2018 № 199-ФЗ. Этот налог уплачивают компании, которые добывают нефть на отдельных участках недр и у которых есть лицензия на добычу и разведку нефти.

НДД начисляется в размере 50 % от дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья по каждому участку недр (места расположения участков описаны в НК РФ). Дополнительный доход определяется как разница между расчетной выручкой от реализации углеводородного сырья и фактическими и расчетными расходами на его добычу. При этом главой 25.4 НК РФ установлена сумма минимального налога, которая зависит от конкретного участка недр.

Если кто-либо из участников сделки является плательщиком этого налога и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по НДД, то данная сделка должна контролироваться с учетом суммового критерия (п.п. 10 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ). При формировании уведомления о контролируемых сделках сделка с такой особенностью должна отражаться в Разделе 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» с кодом 138 (Приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ в ред. приказа ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@).

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» указанное изменение поддерживается. Для удобства работы с контролируемыми сделками в программе предназначен Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках, доступ к которому осуществляется по гиперссылке Помощник подготовки уведомления (раздел Отчеты – Контролируемые сделки).

Подготовка уведомления о контролируемых сделках состоит из трех основных этапов:

  • ввод необходимых сведений и заполнение первоначального списка контролируемых сделок,
  • указание дополнительных сведений для объектов, которые попали в список контролируемых сделок, созданный на первом этапе,
  • анализ сводной информации, формирование списка сделок с учетом суммовых критериев, проверка и выгрузка уведомления о контролируемых сделках в электронном виде для передачи в налоговую инспекцию.

Для заполнения уведомления в программе пользователю достаточно выполнить все действия, последовательно переходя по гиперссылкам, которые сгруппированы в форме Помощника в соответствии с перечисленными этапами. Подробнее о Помощнике подготовки уведомления о контролируемых сделках см. в статье «Контролируемые сделки: подготовка уведомления за 2014 год в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0)».

Особенности отнесения сделок к контролируемым регистрируются в программе на втором этапе Помощника через отчет Сведения о контрагентах контролируемых сделок. Данный отчет предназначен для проверки полноты заполненных реквизитов в регистрах сведений Участники контролируемых сделок и Договоры участников контролируемых сделок. Для сделки, доходы (расходы) по которой учитываются при определении налоговой базы по НДД, в карточке договора с участником контролируемой сделки следует установить флаг Сделка относится к деятельности, облагаемой налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (рис. 1).

Рис. 1. Сделка, относящаяся к деятельности, облагаемой НДД

Если на третьем этапе Помощника сделки с указанным контрагентом пройдут отбор по суммовому критерию, то сделка по деятельности, облагаемой НДД, попадет в документ Лист 1А с кодом 138 (рис. 2).

Рис. 2. Лист 1А для сделки, относящейся к деятельности, облагаемой НДД

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес поправки в статью 105.14 НК РФ, согласно которым с 2019 года изменились критерии признания сделок контролируемыми. Новые критерии применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора (письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/7636@).

Теперь внутрироссийские сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми при одновременном выполнении двух условий:

  • сделки имеют особенности, изложенные в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ (например, по признаку уплаты НДПИ, применения спецрежимов, признаку применения инвестиционного налогового вычета и т. д.),
  • сумма доходов по сделкам с особенностями за соответствующий календарный год превышает суммовой порог в 1 млрд руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Таким образом, сделка между взаимозависимыми российскими лицами не признается контролируемой, если она не имеет особенностей. При этом для всех видов контролируемых сделок действует только одна граница контролируемости, и ее размер существенно вырос. Напоминаем, что раньше граница рассчитывалась по каждому признаку отдельно. Теперь же сумма всех контролируемых сделок складывается и сверяется с границей в 1 млрд руб.

По отношению к плательщикам налога на прибыль организаций изменились признаки определения контролируемости. Раньше отдельно контролировались сделки по признакам:

  • применения ставки 0 %,
  • резидентов особых экономических зон (или участников свободных экономических зон), налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль,
  • участников региональных инвестиционных проектов, применяющих пониженные ставки по налогу.

В 2019 году для взаимозависимых плательщиков налога на прибыль контролируется только одно обстоятельство: применяет ли другая сторона другую ставку по налогу к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена сделка (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

В программе данное обстоятельство отражается в карточке договора с участником контролируемой сделки с помощью флага Стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль (рис. 1).

Если на третьем этапе Помощника сделки с указанным контрагентом пройдут отбор по суммовому критерию, то сделка с разными ставками налога на прибыль попадет в документ Лист 1А с кодом 131 (Приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ в ред. приказа ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@).

Изменения коснулись и сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами, а именно сделок, совершенных с участием независимых формальных посредников. К таким посредникам относятся лица, не выполняющие никаких дополнительных функций и не принимающие на себя никаких рисков (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Законом № 302-ФЗ для таких сделок установлен суммовой порог в размере 60 млн руб. Напомним, ранее в статье 105.14 НК РФ непосредственно для сделок с участием невзаимозависимых посредников пороговая сумма не была установлена, что порождало различные толкования. По мнению Минфина России, такие сделки признавались контролируемыми независимо от суммы доходов (письмо от 04.09.2018 № 03-12-12/1/62949). А по мнению Верховного Суда РФ, суммовые пороги должны были устанавливаться в зависимости от того, кто являлся действительными сторонами сделки (без учета посредника) (п. 5 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК РФ, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017). Теперь же данная неопределенность устранена.

С 2019 года сделки с иностранными взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (п. 3. ст. 105.14 НК РФ). Напомним, ранее в статье 105.14 НК РФ для сделок между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не являлась налоговым резидентом РФ, не было предусмотрено суммового критерия. Поэтому все такие сделки признавались контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов (письмо Минфина России от 24.01.2018 № 03-04-06/3828). Теперь же отменено безусловное включение в уведомление всех сделок с иностранными взаимозависимыми лицами.

Для сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, а также для сделок с контрагентами, зарегистрированными в офшорах, суммовые критерии не поменялись и по-прежнему составляют 60 млн руб. (п. 7. ст. 105.14 НК РФ).

Таким образом, с 2019 года все внешнеторговые сделки, удовлетворяющие условиям пункта 1 статьи 105.14 НК РФ, будут контролироваться, если сумма доходов по ним за календарный год превышает 60 млн руб.

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» суммовые критерии различаются в зависимости от года, за который составляется уведомление, и хранятся в регистре сведений Границы включения сделок в уведомление, просмотр которого доступен по соответствующей гиперссылке на третьем этапе Помощника. Как видно из рисунка 3, список границ на 2019 год существенно сократился.

Рис. 3. Суммовые критерии на 2019 год

1С:ИТС

О подготовке уведомления о контролируемых сделках в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0) см. в разделе «Технологическая поддержка прикладных решений».

По сделкам, совершенным начиная с 2019 года, уведомления представляются по обновленной форме (в новом формате), утв. приказом ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@. Поправки носят технический характер, в том числе претерпели изменения коды основания отнесения сделки к контролируемой.

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» поддержана обновленная форма и формат уведомления о контролируемых сделках, а также возможность его автоматического заполнения.

Помощник позволяет как напечатать сформированное уведомление, так и выгрузить уведомление в формате, соответствующем приказу ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@.

Для отправки уведомления через сервис 1С-Отчетность следует открыть форму уведомления (раздел Отчеты – Уведомления о контролируемых сделках) и использовать команду Отправка – Отправить в ФНС.

В случае обнаружения ошибок в переданном в ИФНС уведомлении, организация вправе подать корректировочное уведомление, для заполнения которого также используется Помощник.

В заключение отметим, что вступившие в силу изменения законодательства позволили упростить подготовку уведомления за 2019 год в программе за счет уменьшения:

  • объема уведомления,
  • признаков контролируемости,
  • границ контролируемости.

От редакции. В 1С:Лектории на лекции от 16.04.2020 В.И. Голишевский, заместитель начальника Управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России, рассказал об актуальных изменениях, внесенных в статью 105.14 НК РФ, об обновленной форме и порядке представления уведомления о контролируемых сделках за 2019 год. Эксперты 1С продемонстрировали, каким образом можно подготовить и проверить уведомление о контролируемых сделках в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0. С видеозаписью лекции можно ознакомиться на сайте 1С:ИТС на странице 1С:Лектория. 

Источник: БУХ.1С

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий