Указ Президента России от 6 мая 2020 года № 308 О запрете на электронные устройства при несении военной службы

02 декабря 2019 г. 12:33 Об авторе статьи Архив

Автор: Корсаков Д.М., эксперт журнала

Журнал “Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение” № 6/2019

В силу Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон № 126-ФЗ) в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи. Следует отметить, что с момента принятия закона существенно изменились как уровень проникновения услуг связи, так и технологии их оказания.

За данный период в рамках совершенствования системы универсального обслуживания пересматривался перечень универсальных услуг связи и механизмы обеспечения их оказания. Поэтому в конце августа в Госдуму был внесен проект Федерального закона № 777820-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи».

В статье расскажем о том, какие поправки планируется внести.

О необходимости внесения изменений в Федеральный закон № 126-ФЗ.

В пояснительной записке к проекту закона законодатели особо отметили, что в настоящее время при общем совершенствовании системы универсального обслуживания в более чем 25 тыс. населенных пунктах численностью от 100 до 250 человек современные услуги связи остаются недоступными. Поэтому одной из главных целей законопроекта является создание дополнительных условий для оказания современных услуг связи и развития российской инфраструктуры связи на всей территории РФ, защита интересов населения малонаселенных пунктов.

Для оказания услуг связи в таких пунктах законопроектом введены положения об обеспечении оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием точек доступа в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых не оказываются услуги по передаче данных и предоставлению доступа к этой сети.

Кроме того, в перечень универсальных услуг связи входят услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа для оказания услуг связи в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых устанавливаются точки доступа, а также не оказываются услуги подвижной радиотелефонной связи.

Законопроект также предусматривает:

  • возможность оснащения устанавливаемых в рамках оказания универсальных услуг связи таксофонов средствами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

  • запрет оператору универсального обслуживания отказываться от заключения с другим оператором связи договора присоединения сетей связи. Эта мера необходима для закрепления гарантии недискриминационного доступа операторов связи и пользователей к инфраструктуре связи, предназначенной для оказания универсальных услуг, и будет способствовать развитию сетей связи «малых» операторов.

Одновременно из Федерального закона № 126-ФЗ исключат положения об оказании в составе универсальных услуг связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием средств коллективного доступа, которые не обеспечивают современного уровня телекоммуникационных сервисов и не востребованы у пользователей.

К сведению

Законопроект подготовлен во исполнение мероприятия федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Основные поправки законопроекта.

В новой редакции изложены пп. 28.3 и 28.4 ст. 2 Федерального закона № 126-ФЗ.

Положение

Старая редакция

Новая редакция

Средство коллективного доступа

Оконечное оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента или без него

Оконечное (пользовательское) оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи без использования пользовательского оборудования абонента

Точка доступа

Средство коллективного доступа, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием пользовательского оборудования абонента

Средство связи или их совокупность, предназначенные для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента

Согласно новой редакции п. 1 ст. 57 Федерального закона № 126-ФЗ к универсальным услугам связи, гарантируемым государством, относятся:

  • услуги телефонной связи с использованием средств коллективного доступа (таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств);

  • услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием точек доступа;

  • услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа.

Правительство РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи определяет (новая редакция абз. 1 п. 2 ст. 57 Федерального закона № 126-ФЗ):

  • порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи, порядок обеспечения доступа к ним инвалидов;

  • порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи;

  • порядок оказания услуг по присоединению и пропуску трафика с использованием инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи;

  • порядок регулирования тарифов на оказание услуг по присоединению и пропуску трафика с использованием указанной инфраструктуры связи и на предоставление в пользование указанной инфраструктуры связи.

При этом должны соблюдаться следующие принципы.

  1. Время, в течение которого пользователь услугами связи достигает средства коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи без использования транспортного средства, не должно превышать один час.

  2. В каждом поселении должно быть установлено не менее одного средства коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам. Проектом дополнительно предусмотрено, что по согласованию с Россвязью, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и органом местного самоуправления должно быть установлено средство коллективного доступа с функцией оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

  3. В поселениях с населением не менее 500 человек должно быть установлено не менее одного средства коллективного доступа для оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету без использования пользовательского оборудования абонента. В проекте уточняется, что установление не менее одной точки доступа предусмотрено для населенных пунктов от 100 до 500 человек.

  4. В населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек, в которых установлено средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи, должно быть установлено не менее одной точки доступа. В новой редакции указано, что в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых устанавливаются точки доступа и при этом не оказываются услуги подвижной радиотелефонной связи, не менее чем одна точка доступа должна быть оборудована средствами связи для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.

  5. Точка доступа должна подключаться с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивать возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью не менее 10 Мбит/с.

В соответствии с перечисленными принципами Роскомнадзор также определяет:

  • перечень населенных пунктов, в которых устанавливаемые точки доступа могут подключаться с использованием иных линий связи, кроме волоконно-оптических;

  • перечень населенных пунктов с населением от 100 до 500 человек, в которых должны быть установлены точки доступа, в том числе те, которые должны быть оборудованы средствами связи для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.

Операторы универсального обслуживания перечислены в ст. 58 Федерального закона № 126-ФЗ. В эту статью также внесены поправки.

К сведению

Универсальные услуги связи оказывает оператор универсального обслуживания, который назначается в соответствии с п. 2 ст. 58 Федерального закона № 126-ФЗ.

Обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории РФ возлагается Правительством РФ на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем 2/3 субъектов РФ.

К сведению

Правительство вправе по представлению Роскомнадзора назначить оператором универсального обслуживания на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на этой территории, или иного оператора связи, оказывающего услуги связи на этой территории.

Оператор связи, назначенный оператором универсального обслуживания, не вправе отказаться от возложенной на него обязанности.

Россвязь по согласованию с Роскомнадзором заключает с данным оператором договор об условиях оказания универсальных услуг связи сроком не менее трех лет. Стороны договора по согласованию с Роскомнадзором уточняют его условия при принятии федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Существенные условия договора приведены в ст. 58 Федерального закона № 126-ФЗ.

Существенные условия, которые должны быть прописаны в договоре об оказании универсальных услуг связи

Перечень населенных пунктов, в которых должны быть установлены средства коллективного доступа и точки доступа, с указанием количества средств коллективного доступа и точек доступа в таких пунктах

Размер финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи с учетом прогнозируемого размера экономически обоснованных затрат оператора универсального обслуживания на оказание этих услуг и нормативной прибыли оператора универсального обслуживания от оказания этих услуг в течение срока действия договора

Порядок расчетов, предусматривающий выплату оператору универсального обслуживания ежегодно фиксированной суммы финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи из резерва универсального обслуживания

Сроки начала оказания универсальных услуг связи, в том числе на территориях, на которых оператору универсального обслуживания необходимо провести организационно-технические мероприятия в целях оказания таких услуг

Требования к отчетности об исполнении этого договора, а также к порядку расчета экономически обоснованных затрат оператора универсального обслуживания на оказание универсальных услуг связи и нормативной прибыли оператора универсального обслуживания от оказания этих услуг, осуществляемого в целях определения размера финансового обеспечения оказания этих услуг

Иные условия в соответствии с законодательством РФ

К сведению

Отметим, что оператор универсального обслуживания не вправе отказаться от заключения договора о присоединении сетей электросвязи с использованием точки доступа, за исключением случаев, когда присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие противоречат условиям лицензий, выданных операторам связи, или нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи РФ.

При предоставлении услуг по присоединению и пропуску трафика посредством инфраструктуры связи, используемой для оказания универсальных услуг связи, обеспечивается приоритетное использование такой инфраструктуры для оказания универсальных услуг надлежащего качества.

До внесения поправок оператор универсального обслуживания мог самостоятельно определять условия доступа третьих лиц к средствам связи и сооружениям связи, используемым для оказания универсальных услуг связи, с учетом обеспечения приоритетного использования данных средств и сооружений для оказания универсальных услуг надлежащего качества.В 

Современный мир невозможно представить без мобильных телефонов и доступа в интернет. Каждый человек ежедневно использует эти или иные инструменты связи. Контроль над деятельностью провайдеров, а также других служб, задействованных в организации вещания, осуществляет государство.

ФЗ о связи

Базовым нормативным актом, регулирующим деятельность служб связи, является 126 федеральный закон, принятый в 2003 году. Он не только описывает права и обязанности получателей и поставщиков услуг, но и указывает, каким образом осуществляется государственное регулирование. За последние шестнадцать лет произошли серьёзные изменения в технологиях, появились новые возможности, не учтенные в 2003 году, в связи с этим в закон регулярно вносятся поправки.

Что за закон

126 федеральный закон состоит из тринадцати глав и семидесяти четырёх статей. Кратко рассмотрим структуру ФЗ:

  1. Глава 1. Основная направленность закона, а также ключевые термины.
  2. Глава 2. Деятельность в отношении объектов связи — строительство и защита сетей, сооружений. Право собственности на связь.
  3. Глава 3. Виды сетей связи: выделенные и специализированные, а также федерального значения.
  4. Глава 4. Присоединение и взаимодействие сетей связи. Порядок и требования по подключению, а также стоимость услуг по присоединению.
  5. Глава 5. Государственный контроль за подключением к сетям связи, тарификация и регулирование излучения.
  6. Глава 6. Лицензирование и проверка соответствия, выдача сертификатов и разрешений.
  7. Глава 7. Особенности предоставления услуг связи гражданам, льготы, учетное время и информационные базы провайдеров и операторов.
  8. Глава 8. Порядок предоставления универсальных услуг.
  9. Глава 9. Защита прав потребителей, конфиденциальность предоставления сведений.
  10. Глава 10. Правила пользования сетями в условиях чрезвычайного положения.
  11. Глава 11. Ответственность за нарушение норм данного закона.
  12. Глава 12. Международное сотрудничество в области связи.
  13. Глава 13. Заключительные положения, порядок вступления ФЗ в силу.

Нормативный акт постоянно подвергался корректировкам в связи с развитием технологий. За последние годы ежегодно вносились изменения и дополнения.

Операторы мобильной связи РФ

Последние изменения

Серьёзные изменения в закон были внесены в 2017 году. Двумя важнейшими корректировками стали:

  1. Дополнение двенадцатой статьи о единой электросети пунктом, о том, что использование ресурсов данного объекта будет регулироваться Правительством РФ.
  2. Дополнение сорок шестой статьи пунктом о том, что операторы должны контролировать и защищать сеть от хакерских атак.

Правила и условия оказания услуг связи регламентируются Правительством РФ. В частности, речь идет о взаимоотношениях пользователей и сотовых операторов, порядке идентификации клиентов и используемого ими оборудования, порядке и основаниях приостановления оказания услуг и расторжения договора, правах и обязанностях сторон, форме и порядке расчетов за пользование, предъявлении и рассмотрении жалоб абонентов, ответственности сторон.

Внимание! Оператор обязан создавать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания своих клиентов.

Новости в сфере связи

Встретить в крупных городах людей, раздающих сим карты у метро, стало редкостью. В первую очередь это связано с нововведениями в закон о связи, согласно которым у операторов должны быть паспортные данные всех абонентов.

Читать так же:  Закон об иммунопрофилактике

Продажа «серых» симок дошла до пика в начале 2018 года, поэтому и было принято решение об ограничении оборота. Сначала операторы стремились узнать персональные данные граждан, указывая, что если люди их не предоставят, то будут отключены от системы.

Если ориентироваться исключительно на закон, то еще летом 2018 года всех анонимных абонентов должны были отключить, но на практике все работает несколько иначе.

Сложности с реализацией закона

Действия властей, принявших закон, логичны. Они стремятся ограничить продажу сим карт неизвестным людям, снизить риски мошенничества и экстремизма. А также упорядочить деятельность операторов сотовой связи, чтобы все было законно и подконтрольно. Однако, с реализацией закона возникают сложности по следующим причинам:

  1. Невозможность быстрой проверки всех анонимных абонентов. По минимальным подсчетам их десятки миллионов.
  2. Неготовность граждан предоставлять свои паспортные данные по телефону и тем более посещать для этого салон.

Даже если люди будут готовы придти в салон связи, сотрудники физически не смогут верифицировать данные. На двести пятьдесят миллионов абонентов в стране открыто пятнадцать тысяч салонов.

Еще одной сложностью реализации закона является необходимость интеграции в межведомственную систему электронного взаимодействия частных компаний. Ранее доступ туда был только у государственных структур.

Отметим, что верификация данных может затянуться и в связи с тем, что не всегда сим-карта используемая конкретным человеком зарегистрирована на него. И если в рамках семьи перевести симку на другого несложно, то, что делать, когда она досталась от друга, который давно живет в другой стране?

На основании представленных фактов можно сделать вывод, что либо страну ждет массовое отключение мобильной связи, либо закон не вступит в силу в установленные сроки.

Будет ли закон работать на практике

Как показывает статистика в сфере применения законодательных инициатив в отношении связи, на практике все реализуется в более мягких формах. Например, пару лет назад была инициатива, предполагающая хранение сведений о разговорах по телефону и смс в течение шести месяцев. Операторы оценили затраты на подобную меру в несколько триллионов рублей, что сказалось бы на стоимости тарифов. В итоге инициатива не прошла.

Что касается продажи «серых» сим карт, то тут тоже есть вопросы, ведь никто не будет отказывать клиенту в оформлении, если тот не взял паспорт. Просто применят сведения из прошлых данных или со слов человека. А продажа симок у метро по-прежнему продолжается.

На текущий момент операторы не очень следуют закону, ожидая ответных мер государства. Очевидно, что изменения произойдут только после серьезных наказаний или иных действий со стороны власти.

Статистические данные

Для того, чтобы лучше понять сложившуюся ситуацию на рынке связи рассмотрим несколько цифр официальной статистики:

  1. Ежегодно в России продается свыше ста пятнадцати миллионов сим карт.
  2. Количество активных пользователей растет в среднем на три миллиона абонентов.
  3. За последние десять лет количество пользователей мобильных телефонов практически не изменилось и составляет двести пятьдесят миллионов человек.
  4. Более восьмидесяти процентов абонентов не меняют номер и оператора.

Читать так же:  СанПин для ДОУ

На основании указанных данных можно сделать вывод, что россияне, приобретая большое количество симок, не всегда их используют, а учитывая, что делается это анонимно, то проконтролировать процесс практически невозможно.

Полезно! Продажа сим карт в России реализуется более чем в двадцати четырех тысячах салонов. К общему числу относятся как моно, так и мультибрендовые точки.

Цены и обороты

Несмотря на то что рынок «серых» сим карт достаточно большой, на самом деле приток реальных абонентов с него низкий. Поэтому существенных финансовых потерь операторы не понесут. Основная прибыль идет от верифицированных граждан, заключивших договор.

Эксперты оценивают потенциальный отток приблизительно в десять миллионов абонентов, а вот выручка станет меньше максимум на два процента. Что кается цен на услуги, то маловероятно, что изменения затронут стандартную тарификацию. Никто из операторов не станет рисковать потерей клиентов в условиях изменяющейся экономики.

Предшественник закона

С точки зрения преемственности нормативных актов, можно сказать, что данный документ является дополнением 149 ФЗ об информационных технологиях и защите информации. Данный документ регулирует отношения, возникающие при:

  • осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • применении информационных технологий;
  • обеспечении защиты информации.

В соответствии с законом государство обязано обеспечивать защиту информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий.

Внимание! Федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности.

Комментарии Российской Газеты

Поводом для разработки закона стало принятие в 2018 году в Соединенных Штатах стратегии национальной безопасности в сфере интернета. В России решили, что в текущих условиях необходимы аналогичные меры.

Поправки подразумевают, что все операторы связи установят в своих сетях технические средства противодействия угрозам безопасности российского интернета. Оборудование безвозмездно предоставляется государством. Операторы, установившие такие технические средства, освобождаются от обязанности ограничивать доступ к сайтам с запрещенной информацией. По текущему законодательству они должны сами блокировать такой контент.

Полезно! Недавний опрос ВЦИОМа показал, что интернетом в России пользуются 84% населения. При этом 69% граждан выходят в сеть ежедневно.

Мир технологий развивается очень быстро и бесконтрольно, в связи с этим необходимо своевременное принятие нормативных актов, регулирующих и регламентирующих деятельность операторов связи. Последние поправки были призваны упорядочить деятельность крупнейших игроков рынка.

  • 13 апреля 2018 г.
  • Технологии
Фото Emilio Morenatti / AP / TASS

В июне этого года вступит в силу закон, который запрещает пользоваться мобильными телефонами без указания паспортных данных. Все абоненты с некорректными документами рискуют остаться без связи

Операторы сотовой связи активизировались. Этой весной они начали пытаться установить или проверить личность своих «анонимных» абонентов — то есть тех, кто не предоставлял свои документы при получении сим-карты. Об этом начали писать СМИ и сами российские абоненты в социальных сетях.

Робкие попытки сотовых операторов выяснить паспортные данные абонентов — это первые свидетельства новых требований закона о связи. Нормы вступят в силу 1 июня 2018 года. Требования призваны остановить торговлю «серыми» сим-картами и полностью избавиться от анонимных абонентов. Если внимательно прочитать документ, то станет ясно, что этим летом провайдеры будут обязаны отключить от связи всех, кто не представит им свои паспортные данные. Однако на деле с этим законом не все так просто.

Что не так с законом о связи

Скорее всего, законодатели, пытающиеся упорядочить процесс реализации сим-карт, действуют из лучших побуждений. Они стремятся исключить возможность анонимного использования сетей связи экстремистами и мошенниками, а также положить конец незаконной предпринимательской деятельности – массовой раздаче сим-карт у оживленных станций метро, вокзалов и торговых центров. Новый закон призван заставить участников рынка надлежащим образом исполнять обязанности по однозначной идентификации абонентов, что и так предусмотрено существующим законодательством. Но вот применить новый закон на практике окажется сложно.

Во-первых, совершенно непонятно, как в сжатые сроки операторы смогут «отсечь» десятки миллионов анонимных абонентов. Для проведения масштабной поголовной проверки абонентов операторам просто не хватит сил и средств. Вы можете себе представить, что десятки миллионов россиян будут с готовностью «подтверждать» свои паспортные данные незнакомому голосу из центра обработки звонков?

Еще менее реалистичной выглядит картина, когда розничные салоны операторов смогут принять в сжатые сроки миллионы россиян, которые поспешат предъявить там свои паспорта для подтверждения персональных данных. Эти паспорта нужно будет отсканировать и внести паспортные данные в базы данных операторов. На 250 млн абонентов в нашей стране приходится примерно 15 000 собственных операторских салонов. Методом деления получаем по 15 или 16 000 абонентов на один салон. Даже если на каждого абонента будет уходить рекордно короткое время в пять минут, потребуется полгода непрерывной работы по верификации всех данных.

Вторая причина будущих затруднений называется СМЭВ. Эта аббревиатура расшифровывается как «Система межведомственного электронного взаимодействия». По сути, это обширная интернет-база, доступ к которой имеют федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления и разнообразные муниципальные учреждения. СМЭВ успешно работает для различных госструктур с 2010 года. Новация в том, что новый закон требует предоставить доступ к сугубо государственной системе частным операторам мобильной связи – МТС, Tele2, «Вымпелкому», «Мегафону» и другим игрокам.

Реклама на Forbes

До 1 июня осталось всего полтора месяца, а сотовые операторы так и не получили доступ к СМЭВ. Без такого доступа они просто не смогут исполнить новые требования российского законодательства.

Наконец, есть и сугубо бытовые моменты, связанные с перекрестной регистрацией сим-карт членов одной семьи друг на друга. Представим ситуацию: сотовый телефон моей мамы оформлен на жену, телефон жены — на меня, а мой телефон вообще оформлен на бывшего водителя, с которым я поддерживаю приятельский контакт, но который уже 15 лет не работает водителем и занят собственными предпринимательскими проектами. А еще есть беспроводные модемы в квартире и на даче – они, если не изменяет память, оформлены на паспорт ребенка, который за 10 лет с момента регистрации модемов повзрослел, завел своего собственного ребенка, уехал в другую страну и вообще больше не имеет российского паспорта.

Необходимость все привести в соответствие с персональными данными, отраженными у операторов связи, приведет в движение несколько десятков миллионов операций по перерегистрации, миллионам отключений и перерывам в связи. Буква закона требует немедленно заблокировать тех абонентов, персональные данные которых не верифицированы. Неужели в первый день предстоящего лета мы станем свидетелями повального отключения мобильных телефонов? Оповещены ли о новых нормах рядовые абоненты и действительно ли операторы отключат все подозрительные сим-карты, до сих пор неясно.

Будет ли закон действовать

История последних законодательных инициатив российских властей в отношении рынка сотовой связи показывает, что зачастую законы становятся намного мягче, когда дело доходит до реального применения на практике. Сколько горячей полемики мы увидели в СМИ, на парламентских площадках и в стенах Министерства связи, когда депутаты Яровая и Озеров предложили хранить информацию обо всех звонках и сообщениях абонентов за последние полгода. Сотовые операторы оценили затраты на такой надзор за абонентами в 2,2 трлн рублей, что привело бы к росту тарифов для конечных потребителей в два или три раза. В итоге из-за невозможности реализации требований нового закона исполнительная власть была вынуждена использовать менее радикальный и более реалистичный вариант антитеррористических мер в телекоммуникационных сетях.

Нечто подобное, по всей вероятности, ожидает и закон №245 от 29 июля 2017 года — тот самый, что должен положить конец торговле «серыми» сим-картами. Проект закона уже претерпел существенные изменения до момента утверждения и из него исчезли наиболее одиозные нормы. Например, в проекте предлагалось запретить реализацию сим-карт дешевле чем за 100 рублей. Тем не менее главный вопрос остается открытым: какова будет новая правоприменительная практика? Ожидает ли новый закон судьба тех норм, которые были введены 1 января 2014 года и однозначно требовали от операторов и их партнеров продавать сим-карты только при условии предъявления удостоверений личности? Нормы вроде бы действуют, но анонимные сим-карты до сих пор реализуются десятками миллионов.

Даже в салоне верификация носит условный характер: «У вас паспорт есть? Нет с собой, но, может быть, вы помните паспортные данные? Не помните? Может, у вас уже есть или была сим-карта? Давайте проверим и оформим новый контракт на те же самые паспортные данные». За пределами салонов режим верификации еще более мягкий. У распространителей сим-карт на улице вообще можно подключиться к сети совершенно анонимно. Администрировать старые нормы просто не получается, и регулятор решил возложить ответственность на оператора, угрожая строгостью проверок и размерами штрафов.

Один из руководителей крупного российского мобильного оператора рассказал мне, что готовность компаний следить за документами своих абонентов будет напрямую зависеть от того, начнут ли власти наказывать компании за несоблюдение нового закона.

Зачем россиянам миллиард сим-карт

За последние пять лет в России ежегодно продавались 115 млн сим-карт. При этом число активных абонентов за год увеличивается в среднем всего на два-три миллиона. Иными словами, 112 млн человек каждый год приобретают сим-карты только для того, чтобы вскоре их выбросить.

Впечатляет и другое удивительное соотношение: число абонентов мобильной связи в России составляет чуть более 250 млн и существенно не меняется уже почти десять лет. Продажи сим-карт за этот же период составили почти 1 млрд штук. Сложившаяся тенденция заметно отличается от цивилизованных рынков. По оценкам агентства AC&M, отток абонентов (то есть соотношение абонентских контрактов, которые операторы разорвали по причине отсутствия активности абонента, к общему числу абонентов) в России в два раза превышает средний показатель по европейским рынкам: 43% против 21% на Западе.

Если толковать эти цифры буквально, то это означает, что за год в России «утекает» (или перетекает к другим операторам) почти половина абонентской базы. В действительности примерно 80-85% абонентов весьма инертны и годами сохраняют лояльность своему оператору. Зато 15-20% абонентских контрактов живут менее трех месяцев. Эта категория представлена теми, кто приезжает в другой город и хочет сэкономить на связи, приобретая местную сим-карту: отпускники, командированные, сезонные рабочие, а также все, кто летит или едет по земле транзитом.

Еще один крупный класс таких абонентов – продавцы, размещающие в интернете объявления и рекламу. Такие люди также привязывают к номерам-однодневкам свои учетные записи в социальных сетях. Многие используют десятки сим-карт одновременно. Легкости, с которой мы можем получить новый контракт, способствует гипертрофированно раздутая розничная сеть. Реализация сим-карт идет по крайней мере через 24 000 салонов – в это число включены и монобрендовые салоны операторов, и точки мультибрендовых сетей («Связной», «Евросеть», «Телефон.ру» и др.).

Кроме того, в России распространены и так называемые партнерские сети. На деле за красивой формулировкой скрываются лоточники без какой-либо стационарной точки продаж, торгующие сим-картами любого оператора на выбор. Карты разных операторов с нулевым балансом можно приобрести оптом по 19-20 рублей за штуку. Они раздаются бесплатно и могут быть активированы в том случае, если получивший «положит» на них от 100 до 200 рублей. Даже если 75% получивших выкинут карту, а 25% пополнят ее на 200 рублей, распространитель может рассчитывать на законную комиссию от оператора и окупит затраты на приобретение карт и оплату гонорара тем, кто раздает сим-карты на улице.

В масштабе страны (115 млн сим-карт, из которых весьма значительная доля реализуется через партнеров, а не через собственные салоны) такой бизнес может приносить уличным торговцам сотни миллионов рублей. Очевидно, что в случае более жесткого сценария поправок к закону о связи примерно 25-30% так называемой внесалонной розницы просто исчезнет. Речь идет не о единовременном сокращении продаж или оттоке абонентов у мобильных операторов, а о более долгосрочной тенденции — мы увидим полноценное вымирание уличной торговли сим–картами.

Что будет с ценами и оборотами

Для операторов мобильной связи последствия реализации новых инициатив регулятора не приведут к существенным потерям в выручке или валовой прибыли. Менее всего пострадают те операторы, которые и раньше не слишком рассчитывали на внесалонную реализацию. По общему мнению инсайдеров, с которыми приходилось говорить, лучше всего в этой области обстоят дела у МТС. Несмотря на то, что официальных данных на этот счет нет, можно косвенно судить о размерах реализации контрактов-однодневок по показателям оттока каждого из операторов. На основании тех данных, которые эпизодически просачиваются в прессу или встречаются в презентациях самих операторов, самый низкий показатель оттока у Tele2 и МТС, а самый высокий — у «Вымпелкома» (бренд «Билайн»).

Принимая во внимание, что реализация новых контрактов в квартал составляет примерно 30 млн штук (совокупно для всех операторов) и то обстоятельство, что прекратится главным образом реализация контрактов-однодневок, можно предположить, что совокупная абонентская база российских операторов сократится примерно на 10 млн абонентов. Какой бы впечатляющей ни казалась эта цифра, в масштабах отрасли это не более 4% клиентской базы. Недополученная выручка от таких «несостоявшихся» абонентов составляет еще более скромную часть общей выручки – около 1% в денежном выражении. В условиях, когда темпы роста в отрасли балансируют около нуля, даже такой маленький шаг назад может оказаться неприятным. И все же предстоящую реформу нельзя назвать катастрофой.

Что касается тарифов для рядовых абонентов, то вряд ли грядущий запрет на продажу «серых» сим-карт как-то скажется на ценообразовании. Рынок и так переживает довольно турбулентный период – дополнительное удорожание услуг для клиентов может привести к уходу абонентов, а так рисковать никто не захочет.

Возможно, новые нормы станут катализатором позитивных изменений – к примеру, заставят наших мобильных операторов задуматься о радикальном сокращении численности точек продаж. Ведь при расчете на тысячу человек населения в России в два-три раза больше салонов связи, чем в любой другой европейской стране.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий