Поправки в ПБУ 1/2008: какие изменения нужно учесть при формировании учетной политики на 2018 год

–>

1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

3. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

5. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета.

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта закреплена в следующих нормативно-правовых документах:

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ

Положение по бухгалтерскому учётуПБУ 1/2008

Поскольку ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель компании, то и учетную политику для целей бухгалтерского учета принимает он же. Однако за формирование учетной политики отвечает главный бухгалтер, если он есть в штате организации или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации. При этом руководителю необходимо издать приказ об утверждении учетной политики, а сама учетная политика может быть оформлена отдельным документом либо включена в текст приказа. При формировании учетной политики главный бухгалтер и руководитель утверждают: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями; формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, формы документов для внутренней отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технологию обработки учетной информации; перечень лиц, имеющих право подписи на документах; порядок контроля за хозяйственными операциями; перечень лиц на выдачу денежных сумм под отчет; положение о премировании; положение о командировках; положение о транспортных средствах; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета…

После создания или реорганизации компания обязана принять учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Досрочное изменение бухгалтерской учетной политики можно производить в трех случаях:

1. изменение законодательства бухгалтерского учета,

2. разработка компанией новых способов ведения бухгалтерского учета.

3. существенное изменение условий хозяйствования.

Хранить бухгалтерскую учетную политику нужно не менее пяти лет после года, в котором она использовалась для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

 Для целей налогового учёта учётная политика формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В учётной политике для целей налогового учёта в зависимости от применяемой системы налогообложения могут рассматриваться следующие основные вопросы:

Метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены два метода:

метод начисления

кассовый метод

 Метод определения стоимости материально-производственных запасов:

 Метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов:

линейный , нелинейный

Нелинейный метод не применяется в бухгалтерском учёте, поэтому при его использовании необходимо учитывать возникающие разницы в бухгалтерском и налоговом учёте в отношении амортизации.

Возможность формирования резервов, регулируя этим исчисление налога на прибыль

 Метод исчисления налога на добавленную стоимость: «по отгрузке» — «по оплате»

 Поправки в ПБУ 1/2008: какие изменения нужно учесть при формировании учетной политики на 2018 год

Начиная с 6 августа 2017 года, действует обновленная редакция ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (изменения внесены приказом Минфина России от 28.04.17 № 69н). Среди наиболее значимых поправок — новые правила выбора способов учета, появление понятия «несущественная информация» и отмена обязанности по составлению пояснительной записки.

Как выбрать способ учета

В новой редакции ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный федеральными стандартами бухучета. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них.

Но если в федеральных стандартах ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму. А именно разработать свой способ, последовательно применяя следующие документы: сначала международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), потом федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и в завершение — рекомендации в области бухучета. Об этом говорится во вновь созданном пункте 7.1 ПБУ 1/2008. В прежней редакции подобная последовательность не была закреплена.

Как делать выбор при упрощенном способе ведения бухучета

Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Напомним, что к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства не зависимо от выбранной ими системы налогообложения (подробнее о них читайте в статье «Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила»).

Такие компании, как и все прочие юрлица, обязаны применять способы учета, установленные федеральными стандартами, а при наличии нескольких способов выбирать один из них. Однако если в федеральных стандартах ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности. Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета. Данное новшество закреплено во вновь созданном пункте 7.2 ПБУ 1/2008.

К слову, понятие «требование рациональности» тоже претерпело изменения. До вступления в силу комментируемых поправок данное требование означало, что бухучет надо вести, ориентируясь на условия хозяйствования и величину организации. Теперь появилось дополнение, согласно которому требование рациональности — это еще и соотношение затрат на формирование информации и полезности этой информации (новая редакция п. 6 ПБУ 1/2008).

Учетная политика дочерних компаний

Добавлено положение для организаций, которые являются дочерними структурами основной организации. Если «материнское» предприятие утвердило стандарты бухучета, обязательные для применения всеми «дочками», то дочерние структуры обязаны выбирать способы учета исходя из данных стандартов. Во всех остальных случаях способы учета выбираются независимо от того, какие способы приняты в других компаниях (вновь созданный пункт 5.1 ПБУ 1/2008).

Когда от федеральных стандартов можно отступить

Подразумевается, что применение федеральных стандартов и разработка собственных стандартов обеспечивает достоверную картину финансового состояния организации. Но в исключительных случаях это может, напротив, исказить истинное положение дел. Согласно вновь созданному пункту 7.3 ПБУ 1/2008 компания, которая оказалась в такой ситуации, вправе отступить от стандартов. Но не всегда, а при выполнении следующих условий:

  • определены обстоятельства, из-за которых нельзя достоверно отразить в бухотчетности финансовое состояние, финансовые результаты и движение денежных средств организации;
  • возможен альтернативный способ ведения бухучета, позволяющий устранить указанные обстоятельства;
  • альтернативный способ ведения бухучета не приведет к появлению других обстоятельств, которые исказили бы бухотчетность компании;
  • организация в своей отчетности раскрывает следующую информацию; наименование и краткое описание федерального стандарта, от которого она отступила; обстоятельства, исказившие финансовую картину, и содержание альтернативного способа. Плюс к тому компания должна привести значение каждого показателя бухотчетности в таком виде, как если бы она не отступала от стандартов, и указать величину корректировки по каждому показателю.

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Новшество для тех, кто формирует консолидированную отчетность

Ряд организаций обязаны вести учет и составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. К ним, в частности, относятся все компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.10 № 208-ФЗ).

В обновленной редакции пункта 7 ПБУ 1/2008 появилось правило, согласно которому такие организации в своей учетной политике вправе учитывать не только федеральные стандарты, но и МСФО. И если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, идет вразрез с требованиями МСФО, данный способ можно не применять. Но при этом компания должна описать этот способ, раскрыть соответствующее требование МСФО и пояснить, каким образом они не соответствуют друг другу.

Появилось понятие несущественной информации

В ПБУ 1/2008 появилось новое понятие — несущественная информация. Это такая информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой не зависят экономические решения. Каждая компания должна самостоятельно решить, какая информация является несущественной, исходя из ее величины и характера.

Во вновь созданном пункте 7.4 ПБУ 1/2008 есть указания на случай, когда применение федеральных стандартов и разработка своих стандартов приводит к формированию несущественной информации. В этой ситуации бухгалтеру разрешено выбирать способы учета, руководствуясь только требованием рациональности, то есть без применения стандартов. Обратите внимание: это правило распространяется не только на тех, кому разрешено вести бухучет упрощенным способом, но и на все прочие организации.

Когда раскрывать информацию о нормативном правовом акте, не вступившем в силу

Поправки коснулись пункта 23 ПБУ 1/2008, посвященного нормативным правовым актам (НПА), не вступившим в силу. Прежде там говорилось, что компания должна раскрыть в отчетности факт неприменения не вступившего в силу НПА, а также дать оценку влияния этого акта на показатели периода, в котором начнется его применение. Сейчас указанное правило отменено. Вместо него появилось другое, согласно которому, организация, начавшая добровольно применять НПА до его вступления в силу, обязана раскрыть данный факт в бухотчетности.

Пояснительную записку составлять не нужно

В «старой» редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным.

Сейчас понятие «пояснительная записка» в ПБУ 1/2008 не используется. Что касается сведений об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета, то их по-прежнему необходимо раскрывать. Но не в пояснительной записке, а в бухгалтерской отчетности. Видимо, подразумевается, что раскрывать эту информацию нужно в пояснениях, которые являются частью бухотчетности. Предоставить пояснения можно в виде таблицы или в текстовой форме (п. 4 приказа Минфина России от 02.07.10 № 66н).

Вести бухучет, готовить и сдавать бухгалтерскую отчетность через веб‑сервис

утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н

I. Общие положения

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики – на все организации;
  • в части раскрытия учетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
  • aктивы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно – распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.
  • Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.
  • Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

18. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованию, приведенному в пункте 17 настоящего Положения.

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

  • причину изменения учетной политики;
  • содержание изменения учетной политики;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, – также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

25. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Бухгалтерский учет – это не только документальная запись хозяйственных и финансовых действий экономического субъекта, но и целая система организации отношений между партнерами, внутренними подразделениями фирмы, с внешними субъектами — органами власти, судебными инстанциями, потенциальными клиентами и инвесторами.

Компетентный специалист, просмотрев данные бухгалтерии фирмы, может выразить мнение не только о фактическом положении бизнеса, но и об уровне квалификации бухгалтеров этого предприятия.

Бухгалтерские документы — это своеобразное «лицо» фирмы при удаленном контакте.

Поэтому важно правильное ведение структурированного учета — соблюдение законодательства, использование допустимых эффективных мер оптимизации, четко систематизированный документооборот.

Положения

Помимо Федерального Закона «О бухгалтерском учете» №402 и нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, к основам бухгалтерии относятся национальные стандарты по бухгалтерскому учету — Положения.

В настоящее время общее число ПБУ составляет 24, каждый из которых раскрывает особенности той или иной сферы бухгалтерии:

Читателей: 45

ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н) действует с 1 января 2009 года и содержит принципиально новые для российских бухгалтеров понятия. Ранее изменение оценочных значений лишь упоминалось в ПБУ 14/2007 по учету НМА. Применять новое положение следует при составлении учетной политики. Документ особенно актуален для организаций, создающих резервы.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 октября 2008 г. N 12522

ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ИЗМЕНЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ» (ПБУ 21/2008)

  1. Настоящее Положение устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) (далее — организации), информации об изменениях оценочных значений.
  2. Для целей настоящего Положения изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.
  3. Оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.
    • Если какое-то изменение в данных бухгалтерского учета не поддается однозначной классификации в качестве изменения учетной политики или изменения оценочного значения, то для целей бухгалтерской отчетности оно признается изменением оценочного значения.
    • Изменение оценочного значения, за исключением изменения, указанного в пункте 5 настоящего Положения, подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):
      • периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.
      • Изменение оценочного значения, непосредственно влияющее на величину капитала организации, подлежит признанию путем корректировки соответствующих статей капитала в бухгалтерской отчетности за период, в котором произошло изменение.
      • В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения:
      • содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;
      • содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

      Пбу 501 последняя редакция 2020 с ми – Адвокатское бюро Вершина

      3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета.

      Читайте также:  Все о налогах на недвижимость физических лиц: ставки, расчет, задолженность, оплата

      К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016). В 2017 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

      В избранноеОтправить на почту Все ПБУ по бухучету на 2020 год в деятельности хозсубъектов должны применяться обязательно, если иное не установлено конкретным источником права. Какие ПБУ действуют в нынешнем году, а какие ожидаются в последующих, расскажем в нашей статье.

      Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2020 году Новые ПБУ в 2018–2021 годах Итоги Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

      Все пбу по бухучету на 2017-2018 годы — перечень

      План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже. № п/п Название проекта ПБУ Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения Разработка новых федеральных стандартов 1.1 Запасы 2020 1.

      2 Нематериальные активы 2020 1.3 Аренда 2020 1.4 ОС 2020 1.5 Незавершенные капвложения 2020 1.6 Дебиторка и кредиторка 2020 1.7 Документы и документооборот 2020 1.8 Бухотчетность 2020 1.9 Некоммерческая деятельность 2020 1.

      10 Доходы 2020 1.11 Расходы 2020 1.12 Финансовые инструменты 2021 1.13 Добыча полезных ископаемых 2021 1.14 Совместная деятельность и участие в зависимых компаниях 2021 Внесение изменений в текущие ПБУ 2.1 ПБУ 3/2006 2020 2.

      2 ПБУ 18/02 2020 2.3 ПБУ 13/2000 2020 2.

      4 ПБУ 16/02 2020 Итоги Порядок отражения в бухучете сведений о различных фактах и результатах хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов регламентируется отдельными источниками права — ПБУ.

      Положения по бухгалтерскому учету (пбу)

      Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2020 году Правила бухучета, применяемые в РФ в 2020 году, представлены следующим перечнем:

      • ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
      • ПБУ 4/99— устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
      • ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
      • ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;

      О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.

      Пбу 1/2008 (последняя редакция в 2020 году)

      • ПБУ 21/2008 — устанавливает то, как раскрывать в отчетности сведения об изменении оценочных значений;
      • ПБУ 8/2010 — регламентирует, как должны отражаться оценочные и условные обязательства, а также условные активы в бухучете;
      • ПБУ 12/2010 — устанавливает порядок отражения в бухотчетности организаций сведений по сегментам;
      • ПБУ 22/2010 — регламентирует порядок корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете;
      • ПБУ 23/2011 — регламентирует, как должен составляться отчет о движении денежных средств;
      • ПБУ 24/2011 — устанавливает порядок отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов.

      Новые ПБУ в 2018–2021 годах С 2020 года Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2017–2019 годы.

      Все пбу по бухучету на 2020, 2020 год

      • ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
      • ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
      • ПБУ 18/02— устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
      • ПБУ 19/02— регламентирует правила отражения финансовых вложений в бухучете;
      • ПБУ 20/03 — устанавливает правила отражения в бухучете сведений об участии хозсубъекта в совместной деятельности;
      • ПБУ 3/2006— регламентирует отражение в бухучете сведений об активах и пассивах фирмы в иностранной валюте;
      • ПБУ 14/2007 — устанавливает правила отражения сведений о НМА в бухучете;
      • ПБУ 1/2008— определяет, каким образом предприятию следует формировать и раскрывать учетную политику;

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В ПБУ 1/2008 внесены изменения Подробности см. здесь.

      Новое пбу. основные средства-2018

      Важно

      Источник: https://kvirinal.ru/pbu-501-poslednyaya-redaktsiya-2018-s-kommentariyami-2/

      На каком счете ведется учет?

      В силу п. 8 ПБУ 8/2010, Плана счетов и Инструкции по применению Плана счетов <6> учет оценочных обязательств ведется на пассивном счете 96 “Резервы предстоящих расходов”. По кредиту данного счета отражаются суммы созданного резерва, а по дебету – суммы уменьшения и списания оценочного обязательства.

      Читайте также:  Произведены удержания из заработной платы ндфл проводка

      Таким образом, оценочные обязательства признаются в бухгалтерском учете путем создания резерва. В зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива <7>.В бухгалтерском учете при отражении фактов хозяйственной жизни, связанных с оценочными обязательствами, применяются следующие проводки:

      Дебет 20 Кредит 96 – признание резерва по оценочным обязательствам в составе расходов по обычным видам деятельности;

      Дебет 91-2 Кредит 96 – признание резерва по оценочным обязательствам в составе прочих расходов;

      Дебет 08 Кредит 96 – признание резерва по оценочным обязательствам в составе стоимости активов;

      Дебет 91-2 Кредит 96 – увеличение оценочного обязательства в связи с ростом приведенной стоимости;

      Дебет 96 Кредит 10, 20 и др. – расчеты по признанным оценочным обязательствам в сумме затрат;

      Дебет 96 Кредит 76, 70, 69 и др. – расчеты по признанным оценочным обязательствам в сумме кредиторской задолженности;

      Дебет 20, 91-2 Кредит 10, 76, 70, 69 – расчеты по признанным оценочным обязательствам в сумме затрат и кредиторской задолженности сверх суммы резерва;

      Дебет 20, 91-2 Кредит 96 – доначисление резерва;

      Дебет 96 Кредит 91-1 – списание сумм излишнего резерва (или полное списание резерва).

      ПБУ 16/02

      (Наименование в редакции, введенной в действие начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год Приказом Минфина России от 5 апреля 2020 года № 54н. – См. предыдущую редакцию.)

      По решению совета директоров 15 сентября 2022 года организация прекращает деятельность сегмента С, включающего в себя торговую деятельность.

      (Абзац в редакции, введенной в действие начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год Приказом Минфина России от 5 апреля 2020 года № 54н. – См. предыдущую редакцию

      В соответствии с утвержденной программой планируется осуществить прекращение деятельности путем продажи отдельных активов и погашения обязательств. По состоянию на 31.12.2022 отражаемая в бухгалтерском балансе стоимость активов сегмента С, намеченных к продаже, составляет 100 тыс.руб. и обязательств к погашению – 35 тыс. руб.

      (Абзац в редакции, введенной в действие начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год Приказом Минфина России от 5 апреля 2020 года № 54н. – См. предыдущую редакцию

      Читайте также:  Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

      Решение совета директоров в общеустановленном порядке было доведено до сведения юридических и физических лиц, чьи интересы непосредственно будут затронуты: работников организации, подлежащих увольнению в связи с прекращением деятельности, поставщиков и покупателей, договорные отношения с которыми будут прекращены или изменены, и иных заинтересованных лиц. В связи с сокращением штата из торговой сети предстоит уволить 30 работников, их выходное пособие составляет 9 тыс. руб. Кроме того, в связи с расторжением договоров, вызванным прекращением деятельности, организация планирует выплатить поставщикам 6 тыс. руб. В связи с этим организация признает оценочное обязательство по выплате выходного пособия работникам организации в сумме 9 тыс.руб., которое подлежит погашению до конца августа 2023 г., а также оценочные обязательства, вызванные расторжением договоров, в сумме 6 тыс.руб., планируемый срок погашения – май 2023 г. Общая величина оценочных обязательств – 15 тыс. руб. отражена в бухгалтерском балансе по состоянию на 31 декабря 2022 года.

      (Абзац в редакции, введенной в действие начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год Приказом Минфина России от 5 апреля 2020 года № 54н. – См. предыдущую редакцию.)

      При признании деятельности прекращаемой выявлено превышение отражаемой в бухгалтерском балансе стоимости торгового оборудования над его рыночной стоимостью, в связи с чем признается убыток от снижения стоимости торгового оборудования в сумме 20 тыс.руб.

      Ожидаемый срок завершения прекращения деятельности – III квартал 2023 года.

      (Абзац в редакции, введенной в действие начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год Приказом Минфина России от 5 апреля 2020 года № 54н. – См. предыдущую редакцию.)

      Оцените статью
      Рейтинг автора
      4,8
      Материал подготовил
      Максим Коновалов
      Наш эксперт
      Написано статей
      127
      А как считаете Вы?
      Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
      ли со статьей или есть что добавить?
      Добавить комментарий