Режим труда и отдыха водителей по тахографу

Каждому ответственному водителю необходимо регулярно соблюдать режим труда и отдыха (РТО). Ориентироваться на подобные правила стоит не только потому, что за нарушения положен штраф, но и ради собственной безопасности.

Согласно статистике, последствия нарушений упомянутого режима — переутомление и невнимательность среди водителей — часто приводят к авариям на дорогах. Усталость водителя не должна мешать полноценной работе, поэтому режим дня строго контролируется правоохранительными органами.

Что говорится в законе

image

Центральный нормативный акт, который фиксирует основную длительность допустимых работ по вождению, другой деятельности или отдыха для владельцев грузовиков или автобусов — это приказ №15 Министерства транспорта России, который действует с 2004 года. Именно в этом документе отражены самые важные положения, которые реализуются для борьбы с переработками в настоящей жизни.

Следующий не менее важная в данном вопросе бумага — приказ № 170, который был принят уже в 2018 году. Именно это дополнение вносит изменения в экземпляр, упомянутый ранее касательно определённых категорий водителей, на которые действуют ограничения. Вдобавок данный приказ уточняет общую длительность вождения за неделю и двойной срок.

Параллельно нужно упомянуть постановление правительства №1733, утверждённое через год. Оно также вносит изменения в современную версию ПДД, которые напрямую касаются максимальной продолжительности управления грузовиком или обычным автобусом.

Главная цель таких изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом международных рейсов). Оговорка затрагивает только физических лиц, управляющих транспортным средством с весом более 3,5т., когда как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться общими нормами.

Как учитывается рабочее время

Сейчас действует сразу несколько актуальных вариантов организации работы отечественных перевозчиков. Хотя при детальном рассмотрении каждого из них всё равно стоит учитывать не только фактическое время управления машиной, но и все смежные обязанности:

  • отдельная смена идёт максимум 10 ч (и не дольше);
  • учитываться время на перерывы (несколько в течение дня);
  • обед является отдельным перерывом и тоже обязателен.

Когда вопрос касается грузоперевозок на значительные расстояния, разрешено назначать 12 ч рабочий день, но обязательно стоит учитывать смежное время на охрану груза. Помимо контроля автомобилем в подсчёт реального времени водителя заодно стоит брать:

  1. Непосредственно подготовка к маршруту и противоположный процесс в финале – заключительные работы после возвращения.
  2. Потраченные часы в транзитном пункте на основании публичного согласования с водителями и правилами фирмы.
  3. Обязательные медосмотры, чья продолжительность и очерёдность устанавливается руководителем.
  4. Стоянка в пунктах, которые встречаются на протяжении рейса, а также в пунктах посадки/высадки пассажиров.
  5. Специальные перерывы (отдых от управления машины, для обогрева салона автомобиля или для отвода теплоты).
  6. Простои, которые возникают не по вине водителя.
  7. Устранение случайно выявленных в пути неисправностей, которые не нуждаются в разборке механизмов или буксировке.
  8. Охрана груза и транспорта непосредственно во время стоянки в транзитных пунктах.
  9. Период пребывания сменщика на рабочем месте, вне управления.

Отдельные виды деятельности могут оплачиваться только в частичном объёме. Например, время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда он не за рулем, можно оплатить только на 50%, а время на охрану – лишь на 30%. Все моменты должны быть отражены в трудовом договоре.

Установленные периоды

Согласно общепринятым стандартам, в каждой компании составляется индивидуальный режим работы. Существуют некоторые общие правила и временные рамки, на которые стоит ориентироваться. Так в чётко сбалансированном дне перевозчика должны быть следующие пункты:

Вид деятельности Рабочее время
Ежедневный медосмотр 15 мин
Вождение 4 ч
Обед
Вождение 2 ч
Специальный перерыв 15 мин
Вождение 1,5 ч
Итог 8 ч

Подобный график составляется работодателем каждый месяц и в финальный вариант расписания непременно должно вноситься начало и конец смены, перерывы на обед и выходные. Непосредственно в самой таблице должна учитываться длительность смены, поскольку от данных зависит временной промежуток отдыха для каждого сотрудника. Для водителя автобуса рекомендуют использовать следующие параметры:

Вид деятельности Общее время Рабочее время
Ежедневный медосмотр 15 мин 15 мин
Вождение 4 ч 2 ч
Обед 2 ч
Вождение 2 ч
Специальный перерыв 2 ч 15 мин
Вождение 2 ч 2 ч
Итог 12 ч 8 ч

Стоит дополнительно подчеркнуть, что стандартные нормы для графика будут отличаться у перевозчиков разных категорий: у пригородных и городских маршрутов, равно как и в разных климатических условиях, результаты будут существенно отличаться. Крайне важно, чтобы перерыв был не позже, чем через 5 ч с начала рабочей смены.

Основные принципы формирования графика

image

Опираясь на единые нормы труда и отдыха российского водителя, режим непременно нужно зафиксировать в условиях внутреннего графика (ПВТР) организации, где человек работает, и продублирован в трудовом договоре. Длительность итоговой смены, количество перерывов и выходных регулируется каждый раз индивидуальным планом водителя. Перечисленные варианты могут быть как минимум 3 видов:

  • сменный (водитель отправляется на работу в строго оговоренную смену — дневную, вечернюю или ночную – на базе графика);
  • разрывной (смена включает периодов с перерывами, поскольку реальная интенсивность перевозок имеет непостоянный характер);
  • ненормированный (водителя вызывают на рабочий рейс только по мере необходимости, порой вне привычного плана).

Средний срок рассмотренных рабочих периодов в финальной сумме должны входить в рекомендуемые нормативы Трудового кодекса РФ. Поэтому первый перерыв при непостоянном графике с разрывами во времени наступает не раньше, чем через 4 ч после старта очередной смены.

Факторы, влияющие на составление графика

Во время составления типичного графика поездки на любом транспортном средстве учитывается определённая группа факторов, которые могут случиться на намеченном пути следования. Среди основных территориальных особенностей местности можно выделить следующие требования:

  1. Автомобиль обязательно оборудован современным тахографом, считывающим показания и передающим их в центр логистики.
  2. Грузовик должен следовать преимущественно в светлое время суток.
  3. Машина должна быть дополнена всем необходимым комплектом частей при аварии на трассе.
  4. Важно учитывать прогнозируемые погодные факторы (наличие заносов, грозы, ливни, во внимание берётся даже количество осадков).
  5. Загруженность трафика на конкретном участке тоже является немаловажным нюансом при составлении графика.

При составлении финального варианта учитываются некоторые принципы для минимизации негативных последствий касательно специалиста, который не должен получать травм, а также для снижения попадания в аварийные ситуации, которые рискуют привести к тяжким последствиям.

Методы учёта

Главные особенности и общепринятая длительность рабочей части каждой смены водителей чётко прописаны в приказе Минтранса №15, который называется «Об утверждении положения о нюансах режима рабочего времени и отдыха водителей автомобилей». Именно в зависимости от характера определённой компании применяют один из методов учёта:

  • ежедневный (самая максимальная длительность поездки не превышает 40 ч в неделю, при пятидневном графике — 8 ч в день, а при шестидневной альтернативе ровно 7 ч в день);
  • суммированный (длительность рабочих суток или недели водитель по желанию может отработать выше нормы, но суммарно отработанное время не может превышать месячную норму).

Причём во второй схеме учёта можно, чтобы рабочий график был увеличено до 10ч, но подобный прием допустимо использовать не чаще 2 раз в неделю. Общая продолжительность управления транспортным средством за 7 дней не должна превышать 56 ч, а за оба срока подряд — около 90 часов. Лишь в редких случаях привычная смена увеличивается до 12 ч включительно для водителей, занятых на:

  1. Перевозках пассажиров в границах города/пригорода.
  2. Маршрутах на внушительные расстояния, в места отдыха.

Упомянутые альтернативы в виде сверхурочных графиков не должны превышать 4 ч в течение 2 дней подряд и 120 ч в течение всего года. Важно подчеркнуть, что если поездка продлится больше 12 ч за раз, то потом на смену заступают сразу два водителя, а авто в таком случае должно быть дополнительно оборудовано местом для полноценного сна.

Таблица режима по тахографу

Популярный прибор, который необходим водителям для фиксации режима труда и отдыха— это тахограф. Он должен устанавливаться в машине для чёткого контроля времени работы каждого водителя, а его официальное применение регулируется приказами Минтранса №36 и №273, включая новые поправки от 2018 года.

По факту данное устройство представляет собой бортовой набор, который в автоматическом режиме фиксирует запуск двигателя, какое-либо перемещение и иные центральные параметры.

Для уникальных коммерческих рейсов внутри России обычно используются тахографы с блоком СКЗИ, а для международных рейсов иные версии, работающие уже по иным параметрам ЕСТР. Фиксация труда/отдыха по тахографу происходит в следующей последовательности:

  1. Перед началом маршрута водитель настраивает в гнездо самописца персональную карту с точным шифром.
  2. После активации карты при помощи PIN-кода, цифровой ключ читается устройством и происходит идентификация водителя.
  3. Когда в экипаж транспорта входит 2 человека, второй водитель по смежной схеме подтверждает свою личность.
  4. После того, как карта принята тахографом, следует выбрать конкретный вид деятельности (начало смены заменяет «Отдых», но после выполнения других работ стоит сменить графу).
  5. Прочие действия зависят от определённой модели, но значительная часть приборов фиксирует само по себе (сменить самостоятельно его нельзя).
  6. Режим «Вождение» активируется, едва машина двигается с места, зато «Отдых» на некоторых моделях необходимо вводить вручную.

Любые коррективы во время движения автоматически учитываются тахографом и записываются на встроенной памяти через электронный чип. Согласно условиям проверок, сотруднику ДПС, ГИБДД или другой надзорной организации водитель обязан по первому требованию предоставить распечатку данных: конструкции предусмотрен встроенный термопринтер, чтобы организовать такой отчёт мгновенно.

Согласно правилам 2020 года, отсутствие тахографа в машине или его неисправность повлечет за собой штраф. Санкции грозят и после нарушения заданного графика. В качестве наглядного примера можно взять за основу следующую таблицу:

Действия водителя Фактическое время Рабочее время
Медицинский осмотр перед рейсом 15 мин
Управление автомобилем 4 ч
Обед 30 мин
Управление авто 2 ч
Перерыв для отдыха 15 мин
Управление авто 1,5 ч
Итого 8,5 ч 8 ч

Общая продолжительность не должна выходить за рамки установленных законом России параметров. По единым правилам, чтобы отследить конкретного водителя, нужно изготовить для него специальную карту. Каждый раз, когда ответственный водитель приступает к работе или заканчивает смену, он должен вставлять или вынимать её из прибора.

Штраф за нарушение законодательных норм

Если верить статистике, то среди наиболее часто встречающихся видов нарушений режима труда и отдыха водителей можно выделить:

  • превышение нормы времени для управления транспортом;
  • нарушение рабочего времени при суммированном учёте;
  • направление в длительный рейс без сменщика, особенно ночью;
  • отсутствие графика работы для водителя (от начальника).

По ч. 3 ст. 11.23. КоАП РФ оговорены стандартные штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей, включая несоблюдение норм времени управления машиной и допустимого времени отдыха. Санкции могут назначить как самому водителю, его руководству или прочим ответственным особам, по документам компании:

  • водителю — от 1, 5 до 2 тыс. руб.;
  • должностному лицу — от 7 до 10 тыс. руб.;
  • ИП — от 15 до 25 тыс. руб.;
  • юрлицу — от 20 до 50 тыс. руб.

Своевременно заплатить штраф можно напрямую на портале ГИБДД, Ространснадзора и на официальном сайте Госуслуг. Только если у рассматриваемой фирмы имеется в ассортименте огромный автопарк и внушительный штат водителей, найти и оплатить все штрафы гораздо быстрее можно через сервис OnlineГИБДД и проверять каждый транспорт и водителя вручную не нужно.

Сам виртуальный контроль ведётся автоматически по базе федерального казначейства, где загружена необходимая информация обо всех выписанных штрафах.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84

Важно запомнить, что режим труда и отдыха водителей – не очередная законодательная блажь, а обязательная мера, которая позволяет создать благоприятные условия для регулярных перевозок. Важно соблюдать рассмотренные правила и вести строгий отчёт при помощи тахографа, чтобы в будущем не иметь проблем во время непредвиденных проверок.

С учетом специфика режима труда и отдыха водителей автомобилей в целях предупреждения влияние неблагоприятных факторов на их здоровье при исполнении трудовых обязанностей постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. № 82 утверждено Положение о рабочем времени отдыха для водителей автомобилей.

Рабочее время

► Пункт 8

► Пункт 9

Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

Подготовительно-заключительные работы включают:

  • Осмотр автомобиля, прицепа, их основных узлов;
  • Проверку технического состояния автомобиля, прицепа;
  • Заправку автомобиля;
  • Постановку автомобиля на отведенное место по возвращении с работы и др.

Время простоев фиксируется в путевых листах водителя автомобиля.

► Пункт 12

► Пункт 13

► Пункт 14

► Пункт 16

► Пункт 17

Рассмотрим на условном примере составлениеграфика сменности водителя.

Пример 1

► Пункт 18

Для водителей может вводиться рабочий день с разделением его на части.

Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включается.

Пример 2

Пример 3

Пример 4

Пример 5

Пункт 19

Время отдыха

► Пункт 20

►Пункт 21

►Пункт 22

►Пункт 24

Пример 6

Производственно-практическое издание Транспорт/ сост. Е.В. Гриценко. — Минск, 2011

Минтранс России Приказом от 16.10.2020 N 424 утвердил обновленные Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, работающих по найму, и водителей-ИП. Документ будет применяться с 1 января 2021 года по 31 декабря 2026 года вместо Приказа Минтранса России от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Новые правила не распространяются на водителей служебных легковых автомобилей органов власти, водителей, занятых на международных перевозках, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных, скорой помощи и аварийно-спасательных автомобилей, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих.

Особенности режима труда водителей

  • продолжительность рабочего дня (смены):

Как и раньше, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. Время управления автомобилем не должно превышать: 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Для всех водителей с 1 января 2021 года допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели (сейчас это правило работает для водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т). Водитель вправе увеличить это время, но не более чем на два часа в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки (сейчас это правило работает только при суммированном учете рабочего времени для водителей).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.

В перечень водителей, которым работодатель может увеличить продолжительность ежедневной работы или смены до 12 часов, добавлены водители легковых такси и водители, работающие в вахтовых бригадах.

  • ненормированный рабочий день

Как и раньше, водителям легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также некоторым водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на отдельных видах работ в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

  • разделение смен на части

Для всех водителей с 1 января 2021 года рабочий день можно будет разделить с их согласия на части. При этом время перерывов между частями рабочего дня (смены) в сумме за день не должно превышать:

три часа для водителей, занятых регулярными перевозками пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении;

пять часов для остальных водителей.

Первый перерыв должен быть не позже, чем через пять часов после начала работы.

Время между частями смены не включается в рабочее.

Сейчас такое правило про три часа работает при перевозках автобусами на регулярных городских и пригородных маршрутах, а правило про пять часов при перевозках должностных лиц госорганов на служебных машинах.

Особенности режима отдыха водителей

  • ежедневный (междусменный) отдых

Как и раньше, ежедневный отдых, включая перерыв для отдыха и питания, должен быть не менее двойной продолжительности рабочего дня (смены) накануне отдыха.

С 1 января 2021 года при суммированном учете рабочего времени продолжительность междусменного отдыха должна быть не менее 11 часов часа (сейчас минимум 12 часов).

Допускается для всех водителей:

сокращение этого времени до не менее девятм часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;

разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее трех часов, а последняя не менее девяти часов.

Также установлены особенности ежедневного (междусменного) отдыха для водителей в составе экипажей.

Ранее особенности ежедневного (междусменного) отдыха были установлены для водителей  на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении, на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени, на междугородных перевозках.

  • еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)

Еженедельный отдых водителя с 1 января 2021 года должен составлять минимум 45 часов (сейчас минимум 42 часа). Установлено, что предоставлять еженедельный непрерывный отдых нужно не реже чем через каждые шесть рабочих смен. Период отдыха можно уменьшить до 24 часов, но максимум раз в две недели. При этом сэкономленные часы водитель должен использовать в течение следующих трех недель. Они присоединяются к ежедневному или еженедельному отдыху.

  • перерыв для отдыха и питания и специальный перерыв

Как и раньше, время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и должно предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены). А специальный перерыв в управлении транспортным средством не позднее чем через 4,5 часа (сейчас максимум 4 часа, за исключением водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т) с момента начала вождения (его очередного периода). Перерыв должен быть как минимум 45 минут. Он может быть разделен на части, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей с 1 января 2021 года должна составлять не менее 10 минут.

На заметку: с 1 января 2021 года Минтранс вводит новые профессиональные и квалификационные требования к работникам-водителям. Подробнее читайте в обзоре на нашем сайте.

Читайте подробнее Отдельные категории работников

Минтранс утвердил новые правила, регулирующие труд водителей автомобилей в 2021-2026 годах. В этой статье расскажем о том, что изменилось с 01.01.2021.

Чем регулируются требования к режиму труда и отдыха водителей

Ч. 2 ст. 329 ТК РФ наделяет Минтранс правом устанавливать особенности труда и отдыха работников, связанных с управлением транспортными средствами. До конца 2020 года действовал Приказ ведомства от 20.08.2004 № 15, а с 2021 года в силу вступил новый — от 16.10.2020 № 424.

Расскажем подробнее, какие условия работы водителей изменятся.

Новое время труда водителей

С 01.01.2021 меняется допустимое время управления автомобилем:

Условия

Как стало с 01.01.2021

(Приказ № 424)

Как было

(Приказ № 15)

Допустимое время вождения в сутки
  • 9 часов;
  • 2 раза в неделю разрешается увеличить время вождения до 10 часов;
  • дополнительные 2 часа можно использовать для завершения перевозки или чтобы доехать до стоянки
  • 9 часов;
  • при суммированном учете рабочего времени разрешается увеличение до 10 часов 2 раза в неделю
Кому можно увеличить ежедневную работу (смену) до 12 час.
  • водителям междугородней перевозки при необходимости добраться до места отдыха;
  • водителям организаций здравоохранения, коммунальных и аварийных служб, связи и др.
  • Водителям регулярных городских и пригородных маршрутов;
  • водителям в составе вахтовых бригад
Водителям регулярных автобусных городских и пригородных рейсов

Об изменениях в путевых листах с 2021 года читайте здесь.

Как разрешат делить смены водителей

С 01.01.2021 при разрешении водителя его рабочий день допускается делить на смены:

Условия

Как стало с 01.01.2021

(Приказ № 424)

Как было

(Приказ № 15)

Начало первого междусменного перерыва Не позднее, чем через 5 часов с момента начала работы
Время междусменных перерывов за день
  • 3 часа — при регулярных перевозках пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении;
  • 5 часов — в остальных случаях
  • 5 часов;
  • один из перерывов — не менее 2 часов
Разделение смен на части разрешалось только при перевозках автобусами на регулярных рейсах и при передвижении госслужащих на служебных машинах
Где предоставляется междусменный перерыв В местах, дающих водителю возможность использовать время отдыха по своему усмотрению
Место должно было соответствовать расписанию движения

Читайте также:  Можно ли дать работнику выходной вместо двойной оплаты?

Как и прежде, время перерыва между частями смены в рабочее не включается.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Новое время отдыха водителей

Разберемся, как с 01.01.2021 водители будут отдыхать:

Условия

Как стало с 01.01.2021

(Приказ № 424)

Как было

(Приказ № 15)

Еженедельный непрерывный отдых
  • Минимум 45 часов;
  • разрешается уменьшить до 24 часов 1 раз в 2 недели. Сэкономленное время используется в ближайшие 3 недели и присоединяется к еженедельному или ежедневному отдыху;
  • предоставляется не реже, чем через каждые 6 рабочих смен
Минимум 42 часа
Специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем
  • После 4 часов 30 минут нахождения в дороге водитель должен прерваться минимум на 45 минут, если не наступило время обеда, междусменного перерыва или еженедельного отдыха;
  • если водитель не успевает за 4,5 часа добраться до места стоянки или назначения, ему дается дополнительный час;
  • 45 минут можно разделить на части: первая должна составлять минимум 15 минут, последняя — 30 минут, а при регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении каждая часть перерыва должна быть не менее 10 минут
  • Через 4 часа от начала нахождения в дороге — 15 минут, если не наступало время иного перерыва;
  • в дальнейшем — не реже, чем через каждые 2 часа
Ежедневный отдых при суммированном учете
  • Минимум 11 часов;
  • это время можно сократить до 9 часов, но не более 3 раз в период от одного еженедельного отдыха до другого;
  • отдых разрешено делить на части: первая — минимум 3 часа, последняя — минимум 9 часов
  • Минимум 12 часов;
  • это время можно было сократить до 9 часов на регулярных городских и пригородныхрейсах, если сразу после работы водителю предоставлялись 48 часов непрерывного междусменного (ежедневного) отдыха
Перерыв для отдыха и питания
  • От 30 минут до 2 часов;
  • предоставляется в середине рабочего дня (смены);
  • если рабочий день (смена) превышает 8 часов, обеденных перерывов может быть два, но общая их продолжительность сохраняется — от 30 минут до 2 часов

Читайте также:  Письменное согласие инвалида на работу в ночное время (образец)

Подробнее о нормах отдыха водителей читайте материал.

Как проверить время управления автомобилем

Для контроля времени нахождения за рулем и отдыха водителя используются специальные устройства — тахографы.

С 01.01.2021 вступают новые требования к таким приборам — согласно Приказу Минтранса от 28.10.2020 № 440. Установка тахографа на транспортное средство обязательна, если оно относится к категории:

Категория Уточнение Какие ТС относятся к категории (согласно Регламенту ТР ТС 018/2011, принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877)
N2 При эксплуатации организациями и ИП ТС для перевозки грузов Технически допустимая максимальная масса — свыше 3,5 т до 12 т включительно
N3 Технически допустимая максимальная масса — более 12 т
M2 При эксплуатации организациями и ИП, в т. ч. осуществляющие регулярные перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, кроме места водителя, более 8 мест для сидения, Технически допустимая максимальная масса — не более 5 т
M3 Технически допустимая максимальная масса — свыше 5 т
При эксплуатации гражданами Грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т, и автобусы

Подробнее о правилах эксплуатации тахографов читайте статью.

Ответственность за нарушение режима труда водителей

Санкции вводит ст. 11.23 КоАП РФ, последние изменения в которую были внесены 01.11.2019:

Нарушение Кого накажут Санкция
  • Управление ТС без тахографа, если он обязателен;
  • неправильное использование тахографа водителем;
  • выпуск работодателем ТС на линию с неисправным тахографом
Водителя Штраф от 3 000 до 5 000 руб.
Должностное лицо Штраф от 7 000 до 10 000 руб.
ИП Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Организацию Штраф от 20 000 до 50 000 руб.
Несоблюдение норм времени управления автомобилем и времени отдыха Водителя Штраф от 1 500 до 2 000 руб.
Должностное лицо Штраф от 7 000 до 10 000 руб.
ИП Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Организацию Штраф от 20 000 до 50 000 руб.

Читайте также:  Как в 2021 году уменьшить стоимость патента на страховые взносы

Как проверяет работодателей ГИТ — читайте здесь.

Подводим итоги

  • С 1 января 2021 года вступают в силу новые правила регулирования режима труда и отдыха водителей:
    • водителям будет предоставлено дополнительное время, чтобы завершить перевозку или доехать до стоянки;
    • разрешается разделение смен на части при любых перевозках;
    • увеличивается время еженедельного непрерывного отдыха до 45 часов.
  • Режим труда и отдыха водителей, как и прежде, проверят по тахографам. За нарушения накажут административными штрафами.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии
Блог для кадровика: трудовое законодательство, образцы кадровых документов, оформление и прекращение трудовых отношений, выплаты в пользу работников и многие другие кадровые вопросы рассматриваются этом сайте. Наш сайт будет полезен кадровым работникам небольших организаций и индивидуальным предпринимателям. На сайте представлен бесплатный профессиональный контент. При этом мы стараемся минимизировать количество рекламы, чтобы она не отвлекала от прочтения статей.

Транспорт

25.01.2019

Постановлением Минтранса от 19.04.2018 № 13, вступившим в силу 4 января 2019 г., утверждена новая редакция Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утв. постановлением Минтранса от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение). С указанной даты этот документ называется Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта.

В новой редакции Положения установлено, что режим рабочего вре­мени водителей определяется пра­вилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), разработанными в соответствии с законодательством о труде и Положением. При этом нововведением является следующая норма: для водителей, которым установлен сменный режим работы, разрабатываются графики сменности, в других случаях – графики работ.

Как и ранее, графики работ (смен­ности) должны утверждаться нанимателем по согласованию с профсоюзом и доводиться до сведения водителей не позднее одного месяца до введения их в действие. В то же время в Положение включена норма, согласно которой в случае производственной необходимости с целью обеспечения непрерывного перевозочного процесса в утвержденные графики работ (сменности) могут вноситься изменения. Однако они должны вноситься только с согласия водителей и доводиться до их сведения не позднее одних суток, предшествующих рабочему дню.

Уточнено, что графиками работ (сменности) устанавливаются не только время начала, окончания, продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, но и рабочие и выходные дни, в т.ч. любой порядок их чередования (ранее такие дни в графиках не указывались), а графиками сменности – последовательность чередования водителей по сменам. Время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха теперь в графиках можно не указывать.

В п. 9 новой редакции Положения уточнен состав периодов, включаемых в рабочее время водителя. В частности, установлено, что в него входит подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед началом и после окончания работы (смены) (было – перед выездом на линию и после возвращения с линии), в которое, в свою очередь, включаются получение, оформ­ление, сдача транспортных и проезд­ных документов, оборудования, денежных средств, осмотр, проверка технического, санитарного состояния и комплектности, заправка автомобиля и др. (ранее не уточнялось, что входит в подготовительно-заключительное время).

Кроме того, в рабочее время водителя теперь включается время проведения стажировки в качестве водителя-наставника, время дежурства в резерве и иное время в случаях, предусмотренных законодательством о труде.

Нововведением постановления № 13 является право нанимателя устанавливать по согласованию с профсоюзом (при его наличии) продолжительность:

– подготовительно-заключительного времени, исходя из состава работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (ранее на это отводилось лишь 20 минут);

– времени проведения предрейсового медицинского обследования (было – 5 минут).

Кроме того, нанимателю теперь разрешено:

относить время перерывов между частями рабочего дня ко времени ежедневного (междусменного) отдыха в случае, когда водителю установлен режим работы с разделением рабочего дня на части, но только с согласия водителя;

уменьшать до 12 часов продол­жительность ежедневного (между­сменного) отдыха (суммированного отдыха) в отдельные периоды работы для водителей, которым установлены суммированный учет рабочего времени и (или) режим работы с разделением рабочего дня на части. Однако при этом одна из частей ежедневного (междусменного) суммированного отдыха не может быть менее 10 часов, а при выполнении автоперевозок для собственных нужд – менее 9 часов.

Уточнен и перечень случаев, когда продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена нанимателем до 12 часов по согласованию с профсоюзом (при его наличии). Кроме выполнения городских и пригородных перевозок в регулярном сообщении, а также междугородных перевозок, когда водителям необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, в него включены и перевозки для собственных нужд. Однако во всех перечисленных случаях нельзя устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) водителя 12 часов более двух дней подряд.

В новой редакции Положения определено, что ненормированный рабочий день не устанавливается водителям при сменной работе, суммированном учете рабочего времени и в иных случаях в соответствии с законодательством о труде.

Если в месте служебной командировки организована работа по графику работ (сменности), отличному от графика работ (сменности) в месте постоянной работы, то рабочее время водителя учитывается по его фактической продолжительности на основании подтверждающих документов с места командирования (было – табеля учета рабочего времени с этого места работы). При этом Положение дополнено нормой, в соответствии с которой рабочее время водителя учитывается по фактической продолжительности и в случае возвращения водителя из служебной командировки за пределами рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка, графиком работ (сменности).

Автор публикации: Александр БОРИСОВ

Также читайте: *** Новости СМИ2 Менеджмент: рубрики Актуально

Применение ст. 33 НК в ходе камеральной проверки

Порядок изъятия документов при проверке

Читать «ЭГ» image Важно

Дробление бизнеса: правоприменительная практика

Изменения в ПУ

Бюджет прожиточного минимума: вносятся изменения в социальные нормативы  

Переносы рабочих дней в 2021 году  

Новые правила в валютном регулировании: с 9 июля  

Порядок использования КО, платежных терминалов и торговых аппаратов  

Закон о рекламе: новое с 8 июля

 

Кого проверят во 2-м полугодии 2021

Мы в соцсетях Подписка Подписка 2021 Новые пакеты подписки –> Реклама –>

image

image

Поддержка –> Архивы «ЭГ» Архив газеты Архив в PDF Подборки

Молодой специалист в организации

Отпускные 2021: консультации, ответы на вопросы

Пособия семьям с детьми с 1 августа  

Доплаты и надбавки к пенсиям с 1 августа

 

Налоговый кодекс 2021: изменения

Календарь налогоплательщика на сентябрь 2021 года  

Календарь предоставления статистической отчетностив сентябре 2021 года  

Принимаем на работу иностранца: пошаговый алгоритм  

Производственный календарь 2021  

Календарь плательщика в ФСЗН на 2021 год

Полезное

image

Правила въезда в Россию для белорусов

Правила въезда в Беларусь

Где купить токены

За что жить на пенсии

Как открыть и работать ИП: алгоритм действий

С чего начать работу на БУТБ

Как стать аудитором

Итоги работы лизинговых организаций

Анализ работы банков за 1 полугодие 2021 года

Бизнес-календарь. Сентябрь 2021  

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий