Агрегаторам такси запретят передавать заказы водителям, не имеющим необходимое разрешение

Еще несколько лет назад услуги частного перевозчика не внушали доверия пассажирам. Последние часто сталкивались с неаккуратным вождением, неисправными автомобилями или недобросовестными водителями. Чтобы улучшить ситуацию, Госдума издала закон о такси. Чего ждать от новых внесенных изменений – читайте дальше. Содержание

Основные положения закона

ФЗ №69, как называется этот нормативный документ, был издан в апреле 2011 г. для контроля работы таксомоторных компаний и диспетчерских сервисов. За 8 лет его существования изменения вносились всего два раза. Третьи по счету поправки обретают законную силу только сейчас, во второй половине 2019 года. Разберемся более подробно в их сути.

Разрешение (лицензия) на работу

Разрешительный документ на осуществление перевозок пассажиров выдает региональное представительство Министерства транспорта или уполномоченный орган исполнительной власти. Заявка на получение лицензии подается двумя способами: в письменном или электронном виде (через официальный портал государственных услуг). На сайте также предоставлен список обязательных документов для подачи и образец заявления.

image
Оригинал лицензии должен находиться в салоне такси

Законом предусмотрена возможность лицензировать не только личный транспорт, но также арендованные авто или взятые во временное пользование по доверенности. Разрешение на перевозку пассажиров выдается на конкретный автомобиль и действует 5 лет. Оригинал лицензии должен находиться в салоне такси, чтобы можно было беспрепятственно предъявить его по первому требованию клиента или сотрудника ГИБДД.

Публичный договор фрахтования

Формально это соглашение, заключаемое между службой перевозки и пассажиром в момент обращения последнего за услугой. Согласно договору таксомоторная компания обязуется фиксировать:

  • порядковый номер заказа;
  • дату его принятия;
  • срок выполнения;
  • координаты клиента;
  • марку и модель транспортного средства;
  • время подачи.

По прибытии такси по адресу диспетчер должен связаться с пассажиром и сообщить следующую информацию:

  • координаты автомобиля и фактическое время его приезда на место;
  • марку, модель, цвет кузова и гос. номер авто;
  • ФИО шофера.

Кассовый аппарат

Последние поправки к ФЗ №69 определяют, что с 1 июля 2019 года каждое такси должно быть оснащено онлайн-кассами.

image
Каждое такси должно быть оснащено онлайн-кассами

Аппарат обслуживается оператором фискальных данных и автоматически передает всю информацию об осуществленных платежах в налоговую службу. Заключая с клиентом договор фрахтования, представитель таксомоторной службы обязуется выдать пассажиру по окончании поездки чек или квитанцию об оплате услуг.

Согласно недавним новостям правительство может дать небольшую отсрочку до 2021 года на установление онлайн-касс.

Правильное оформление и оборудование машин

Лицензированное такси должно иметь обязательные атрибуты, прописанные в федеральном законе №69:

  • расцветка кузова, если таковая определенна конкретным регионом;
  • «шашечки» по бортам;
  • опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше;
  • таксометр.
«Шашка» на крыше авто
«Шашечки» по бортам
Таксометр в салоне

В салоне машины на видном месте размещаются правила пользования автомобилем, а также информация о перевозчике:

  • название таксомоторной компании, оказывающей услуги;
  • контактные данные сервиса;
  • фотография и ФИО водителя;
  • действующие тарифы.

Транспортное средство, работающее в такси, должно регулярно проходить технический осмотр и перед каждой поездкой проверяться на исправность.

Требования к водителям

Согласно закону к перевозкам пассажиров допускаются физические лица, у которых имеется подтвержденный водительский стаж не менее 3 лет или непрерывный стаж вождения более 5 лет. Также перед каждым рейсом таксист обязан проходить медицинский осмотр.

В этом видеосюжете специалисты рассказывают, какие нововведения ожидают водителей и агрегаторов.

Какие изменения ожидаются в законе

Предположительно все поправки, внесенные Госдумой, окончательно вступят в силу с 1 января 2020 года. Давайте разложим по полочкам, чего ожидать частникам, агрегаторам и таксомоторным компаниям после Нового года.

Ездить можно только с разрешением

Сейчас на наличие лицензии все еще смотрят сквозь пальцы, однако уже скоро разрешительный документ будет обязательным. Проверить, лицензирована машина или нет, имеют право сотрудники ГИБДД, службы надзора, а также клиенты такси.

Разрешение выдается в течение месяца после рассмотрения заявления и действует 5 лет. За незаконную таксомоторную деятельность нарушителю грозит административный штраф, а повторное несоблюдение закона приведет к аресту авто.

Ездить можно только с разрешением

Установка таксометров обязательна

После оборудования машин таксометрами и кассами фискальным службам будет легче контролировать отчисление налогов. Так, перевозчик не сможет уклониться от обязательных платежей в гос. бюджет, а его деятельность будет полностью прозрачной.

Кроме счетчиков, авто будут проверять на укомплектованность, а водителей на профпригодность. В случае несоблюдения законодательства шофер может быть оштрафован на несколько тысяч рублей.

Что будет с иностранными таксистами

Определенности в этом вопросе пока нет. Мнения депутатов Госдумы разделились. Одни считают, что получить разрешение на перевозки могут только граждане Российской Федерации, а вот другие просят не лишать такого права мигрантов. С большей вероятностью иностранцы не будут допускаться к лицензированию, однако окончательное решение мы узнаем только после Нового года.

Депутаты Госдумы считают, что получить разрешение на перевозки могут только граждане РФ

Что ожидает диспетчерские службы

Изменения в законе о такси направлены на искоренение неофициальных посредников между водителем и клиентом. Согласно внесенным поправкам, диспетчерская служба должна будет пройти обязательную регистрацию. Далее она действует согласно законодательству:

  • сообщает пассажиру полную информацию о подъехавшей машине;
  • осуществляет контроль получения водителями лицензий;
  • несет ответственность за несоблюдение прописанных норм.

Записи телефонных разговоров, выполненные заказы, а также другая рабочая информация будет храниться в текстовой и электронной форме на протяжении полугода. Совет автора

Плюсы и минусы нововведений

Поправки, которые вскоре окончательно вступят в силу, затронут не только таксомоторные компании, но также лиц, пользующихся их услугами.

Для таксистов

Изменения в законе призваны улучшить таксомоторный сервис, а потому для шоферов они будут иметь существенные плюсы:

  • защита на уровне государства от проблемных клиентов;
  • разрешение на фото- или видеосъемку в салоне такси;
  • гарантия исправности автомобиля;
  • понижение стажа для работы в такси до 3 лет.

Однако здесь есть и минусы:

  • лица без российского гражданства будут лишены права лицензирования;
  • шоферу невозможно будет сотрудничать с несколькими диспетчерскими сервисами одновременно;
  • таксисты без разрешения не смогут работать с таксомоторными компаниями или агрегаторами;
  • увеличатся размеры административных штрафов;
  • появится необходимость проходить медицинский осмотр перед каждым рейсом.

Для пассажиров

Нововведения коснутся не только лиц, занимающихся извозом. Для клиентов таксомоторных служб также имеются преимущества:

  • страхование от несчастных случаев во время поездки;
  • повышение безопасности за счет профпригодности водителей;
  • право требовать лицензию;
  • сокращение количества несанкционированных перевозчиков.

Но у медали есть и обратная сторона:

  • возникнет повышение тарифов, связанное с обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика;
  • увеличится время ожидания машины, так как перед подачей каждый автомобиль будет заноситься в единую базу.

Немного о штрафах

За работу на нелицензированном такси шофер выплачивает административный штраф в размере 50 тыс. р. Для индивидуального предпринимателя сумма увеличивается вдвое. Юридическое лицо штрафуется на 400 тыс. р. При повторном нарушении, кроме денежных санкций, производится арест транспортного средства и приостановка деятельности сроком до 3 месяцев.

За работу на нелицензированном такси шофер выплачивает административный штраф

Если на машине, не имеющей разрешительных документов, установлены атрибуты такси («шашечки», оранжевый фонарь и т. д.), владелец выплачивает штраф от 5 до 500 тыс. руб.

Работа без онлайн-касс будет стоить таксисту 30 тыс. р., а невыдача фискального чека клиенту по окончании поездки – от 2 тыс. р. Если правонарушение повторится, у водителя отбирают лицензию на 3 месяца.

При неправильном оборудовании транспортного средства под такси водитель несет административную ответственность в размере 3-50 тыс. р. Отсутствие информации о перевозчике будет стоить нарушителю от 1 тыс. р.

Новые поправки к федеральному закону о такси призваны повысить качество сервиса и безопасность пассажиров. Юристы настоятельно рекомендуют перевозчикам следовать закону, чтобы избежать больших штрафов или конфискации авто.

19.10.2020

Разъясняет старший помощник прокурора г. Новокуйбышевска Строилов Д.А.:

— Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586 обновлены правила перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Изменения затронули и такси.

Появится обязанность хранить не меньше 6 месяцев сведения из журнала регистрации заказов. Его можно вести в бумажном или электронном виде.

До подачи такси пассажиру нужно сообщить, в частности, номер заказа, наименование перевозчика, размер платы, планируемое время прибытия.

Клиенту необходимо выдать чек, в том числе электронный.

Также изменится список информации для размещения на передней панели справа от водителя. Нужно будет указать не только наименование фрахтовщика, но и его адрес и телефоны, номер разрешения на таксистскую деятельность и орган, который выдал это разрешение. Зато больше не потребуется размещать визитную карточку водителя с фото и сведения о контролирующем перевозки органе. Если в салоне нет указанной информации, должностное или юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности. Размеры штрафа варьируются от 10 до 30 тысяч рублей.

Изменения будут действовать с 1 января 2021 года до 1 января 2027 года.

Самые важные положения закона о такси 2020 г.

В конце 2019 года в Госдуму был внесен закон о деятельности такси. Необходимость в его принятии назрела уже давно. Развитие информационных технологий сделало сферу пассажирских перевозок более прозрачной. Одновременно не теряет актуальности вопрос безопасности. Новый закон о такси призван решить эту проблему. Какие изменения вступят в силу? Попробуем разобраться.

Что изменится в законе, когда поправки вступят в силу

Основные нововведения коснутся работы иностранцев и обеспечения безопасности пассажиров. Чтобы проект приобрел статус закона, нужно принять его большинством голосов в Госдуме и получить одобрение Президента. Ожидается, что процедура будет завершена до конца текущего года.

1. Запрет на работу в такси с судимостью.

С «подачи» Минтранса в закон включены положения, запрещающие лицам с судимостью заниматься пассажирскими перевозками. Таксистами не могут быть водители, которые были признаны виновными в совершении следующих преступлений:

  • убийство;
  • участие в террористическом акте;
  • причинение телесных повреждений, если действия носили умышленный характер;
  • изнасилование.

Исключение может быть сделано только для лиц, которые были осуждены условно.

2. Запрет на работу в такси с иностранными правами.

Закон о такси 2020 ограничил иностранцев в выполнении пассажирских перевозок с использованием легкового автомобиля. Его положения запрещают организациям и предпринимателям допускать к управлению ТС лиц, которые не имеют прав российского образца. Исключение сделано только для государств, где русский язык является официальным.

3. Режим труда и отдыха таксистов.

Разговоры о 8-часовом рабочем дне для водителей ведутся уже давно. Законодательные инициативы предусматривали установку тахографа, призванного следить за продолжительностью смены. Закон о такси 2020 года пошел по другому пути. Он обязал таксопарки разработать программы для автоматизации контроля соблюдения режима работы и отдыха.

4. ОСГОП.

Еще одна законодательная инновация — обязанность перевозчиков страховать гражданскую ответственность. Поводом для включения этого изменения в законе о такси стал низкий профессионализм водителей, что влечет за собой увеличение числа ДТП. Пострадавшие получают выплаты по ОСАГО, размер которых ограничен суммой в полмиллиона рублей. По ОСГОП их размер существенно выше.

5. Требования к автомобилям в такси.

Закон в новой редакции запрещает использовать для пассажирских перевозок транспортные средства старше семи лет. Депутаты считают, что подобное нововведение улучшит вопрос с соблюдением безопасности.

Данные перевозчика необходимо размещать на борту, чтобы пассажир мог легко с ними ознакомиться.

6. Самозанятые в такси.

Еще одно нововведение касается самозанятых водителей. Закон распространяет на них льготный режим, предусматривающий уплату налога в размере 4% за обслуживание физических лиц, и 6% – организаций.

7. Запрет на размещение машин, используемых для пассажирских перевозок, во дворах.

Уже принят нормативный акт, запрещающий парковку во дворах транспорта коммерческого назначения. Он не касается автомобилей, которые водители оставляют на ночь возле своего дома. Закон о такси во дворах 2020 ограничивает организацию парковки для таксопарка поблизости от жилых зданий.

8. Ограничение количества разрешений на работу в сфере пассажирских перевозок.

Депутаты хотят ограничить число лицензий из расчета тридцать допусков на одну тысячу человек. Документ можно будет оформить в удаленном режиме.

9. Аттестация на знание улично-дорожной сети.

Еще одно новшество — проверка водителя на ориентацию в основных районах города, в котором он планирует работать. Ожидается, что прохождение аттестации позволит улучшить качество услуг.

10. Требования к стажу водителя.

Последний закон о такси ограничивает право оказывать услуги пассажирских перевозок для лиц, у которых отсутствует минимальный опыт вождения (составляет три года), если ранее они были лишены прав за нарушение ПДД.

Плюсы и минусы нововведений

Изменения действующей системы затрагивают интересы определенной категории лиц. Этот законопроект не стал исключением. У него есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Для таксистов главный плюс состоит в гарантии государственной защиты от проявления неадекватности со стороны пассажиров. Другие плюсы:

  • право на ведение в салоне съемки;
  • отсутствие необходимости в окрашивании авто. Водитель может ограничиться нанесением узнаваемой голограммы на бока ТС;
  • снижение стажа с пяти до трех лет.

Работа в популярной службе такси – прибыльный вид деятельности для многих людей. Она дает возможность водителям, имеющим достаточный стаж управления ТС, получать достойную з/п, размер которой зависит от трудоспособности и желания самого человека. При этом нужно учесть, что крупные агрегаторы такси не сотрудничают с водителями напрямую. Трудоустроиться можно только через специализированного партнера. Компания The Cab предлагает простое оформление, гарантирует юридическую защиту, обеспечивает профессиональную консультационную поддержку водителей.

Минусы нововведений состоят в следующих моментах:

  • лишение работы в такси граждан других государств;
  • необходимость периодического прохождения медосмотра;
  • запрет работы сразу с несколькими агрегаторами такси;
  • увеличение стоимости услуг в связи с необходимостью оформления ОСГОП;
  • повышение размера штрафов.

Для пассажиров главный плюс заключается в улучшении ситуации с безопасностью. Каждая поездка будет застрахована на сумму в 2 млн рублей. Важное преимущество — улучшение условий обслуживания, что обеспечивается требованием использовать для работы современные модели машин, у которых нет технических неисправностей. Из недостатков также стоит отметить повышение тарифа и увеличение времени ожидания подачи машины.

Можно ли обойти закон, чем это грозит

Наличие в проекте пробелов позволяет трактовать некоторые его положения в свою пользу. Закон о такси в действующей редакции не запрещает выдачу лицензии водителям арендованного авто. Если договор оформлен официально, или у водителя есть доверенность, то он может получить лицензию для работы на наемном транспортном средстве.

Нет четких требований в отношении атрибутов такси. Это позволяет водителю использовать съемные элементы. Что касается тахометра, то в его роли может выступать приложение для смартфона.

Но без лицензии обслуживать пассажиров не удастся. Первое нарушение влечет за собой наложение штрафа, за второе суд лишает водителя прав на срок до полугода.

Пётр ШкуматовНовости20.12.2019

Петр Шкуматов. Фото: личная страница на Facebook
В Госдуму большой группой сенаторов и депутатов внесен законопроект № 864881-7 «О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси». Автомобильный эксперт Петр Шкуматов проанализировал инициативу парламентариев и выяснил, что она не решит ни одной из текущих проблем. Более того, может ухудшить ситуацию. Он также рассказал о том, что на сегодняшний день представляет из себя московское такси и почему среди водителей вскоре не останется ни одного россиянина. Доминирование агрегаторов Рынок такси лихорадит уже не первый год и, очевидно, без вмешательства государства здесь уже не обойтись. Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ утратил свою актуальность и превратился в памятник прошлому. Но для принятия нового адекватного ситуации закона чиновники и законодатели должны хотя бы поинтересоваться, что в реальности происходит в сфере таксомоторных перевозок. Попробую им в этом помочь. Уже не новость, что эпоха голосующих пассажиров ушла в прошлое. Сейчас абсолютное большинство заказов делается либо по телефону, либо через мобильные приложения. Пользуясь возможностью распределения заказов, агрегаторы начали диктовать условия и цены водителям. Поначалу казалось, что ситуация нормализуется после того, как на рынке появится много агрегаторов и они начнут конкурировать между собой. Но все произошло ровно наоборот. Лидирующее положение в зависимости от способа заказа захватили две компании: «Яндекс.Такси» (мобильное приложение для смартфонов) и «Везет» (заказ такси по телефону).
Инфографика: «Синие Ведёрки»
Захватив рынок, «Яндекс.Такси» начал устанавливать для водителей различные дополнительные требования, одновременно повышая свою комиссию. Это привело к массовому оттоку граждан России из сферы услуг легкового такси и замещению их водителями-мигрантами. По данным исследования общественного движения «Синие Ведерки» от ноября 2019 года, в агрегаторе «Яндекс.Такси» их уже 72%. Если брать общую статистику по Москве, то доля нероссиян достигла 57,6% и продолжает устойчиво расти. В том, что граждане России бегут с тонущего корабля, нет ничего удивительного. В настоящий момент чистый среднечасовой заработок водителя такси эконом-класса в Москве, по моим расчетам (в экспериментальных целях лично уже длительное время работаю водителем легкового такси эконом-класса), колеблется в диапазоне от 160 до 180 рублей. Это исторически минимальное значение, которое уже ниже заработка в «Макдоналдсе», где сотрудники получают 200 рублей в час (по заявлениям самой сети). При этом не надо забывать, что водитель не картофель фри готовит, а управляет транспортным средством повышенной опасности. То есть берет на себя повышенный риск наступления неблагоприятных последствий, что совершенно не учитывается в тарифной политике агрегаторов. В итоге для получения приемлемого для региона уровня дохода водители должны работать не менее 12 часов в день. «Запрограммированные» таким образом переработки приводят к росту аварийности легкового такси и являются прямым нарушением Федерального закона 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995. Вырваться из этой западни таксисты и конкуренты основных агрегаторов не могут, так как установка более высоких тарифов сразу же приведет к оттоку клиентов. Отдельно стоит упомянуть размер комиссии, которую агрегаторы взимают с водителей. Она колеблется от 20 до 30% от стоимости поездки (в зависимости от региона и класса автомобиля). В совокупности с комиссией таксопарка общая комиссия составляет во многих случаях около трети стоимости поездки! Из ее стоимости также необходимо вычесть расходы на топливо, а также иные расходы, связанные с содержанием автомобиля. Это подтверждают опрос водителей, проведенный ВЦИОМ в сентябре 2019 г., и мой личный опыт. Таким образом, практически все проблемы сферы легкового такси имеют базовую причину — доминирование агрегаторов, посредников, которые взяли на себя право установки стоимости поездки и выставление дополнительных требований к водителям без установления трудовых отношений с ними. При этом крупнейшие агрегаторы сознательно отказываются от ответственности за произошедшие ДТП с пассажирами. Например, с «Яндекс.Такси» получившая тяжкий вред здоровью Елена Гращенкова судилась три года, выиграла суд, однако получила смешную компенсацию в несколько сотен тысяч рублей. Будет только хуже К сожалению, законопроект № 864881-7 «О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси», внесенный в Госдуму, не решает ровным счетом ни одной из упомянутых проблем и только закрепляет существующее положение. Основным фокусом законопроекта является, по сути, создание двух типов реестров: реестра легковых такси и реестра служб заказа легкового такси. Предполагается, что только внесенные в реестр организации смогут обрабатывать заказы на перевозку легковым такси и непосредственно осуществлять их. Для перевозчиков, помимо формы юридического лица и индивидуального предпринимателя, добавилась возможность получать разрешение на перевозку на самозанятого гражданина (ст. 2.1.4 законопроекта). Агрегаторы полностью выведены из-под угрозы признания себя фрахтовщиками. Теперь перевозчиком всегда будет признаваться тот водитель, который принял заказ вне зависимости от способа его принятия. Таким образом, риски возникновения убытков перекладываются на таксиста (ст. 3.4 законопроекта). При этом надо понимать, что мигрант из Таджикистана примерно в 100% случаев не сможет реализовать свою ответственность в результате причинения вреда пассажирам и багажу. И это даже хуже, чем сейчас. Согласно текущей трактовке законодательства и решению Пленума ВС введена ответственность агрегаторов перед пассажирами. Однако согласно законопроекту агрегаторы оказываются полностью защищены от исков пострадавших и единственное, что остается, — полагаться на страховку. Страховка предусмотрена ст. 17 законопроекта: «Максимальный размер ответственности службы заказа легкового такси не может суммарно превышать двух миллионов рублей в отношении возмещения реального вреда жизни или здоровью, багажу, ручной клади каждого пассажира по одному случаю причинения такого вреда. Возмещение службой заказа легкового такси указанного в настоящей части ущерба может осуществляться с использованием механизма добровольного страхования рисков своей ответственности или добровольного страхования рисков причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров». Очевидно, что подобное ограничение ответственности пролоббировано самими агрегаторами, ведь размер вреда может превышать сумму 2 млн рублей, особенно если речь идет о постоянной утрате трудоспособности или иных случаях. Отдельно стоит упомянуть полное отсутствие в законопроекте гарантии соблюдения прав перевозчиков устанавливать собственные тарифы на перевозку. Те формулировки, которые есть в законопроекте, делают водителей такси полностью зависимыми от воли агрегаторов, которые могут совершенно безнаказанно ставить перед перевозчиком условие: или ты работаешь по таким тарифам с такой комиссией, или ты не работаешь вообще. Защиты граждан России тоже в законе не предусмотрено, а требование иметь российское в/у вступает в силу с января 2023 года (ст. 24.2 законопроекта). С учетом динамики вымывания российских граждан из сферы легкового такси, к этому моменту среди водителей граждан России можно будет пересчитать по пальцам. В итоге можно сказать, что законопроект сделан в интересах крупных агрегаторов и полностью нивелирует права как пассажиров, так и водителей. Его принятие приведет к тяжелым последствиям для отрасли и не снизит рисков негативных тенденций последних лет. Автор — Петр Шкуматов, координатор общественного движения «Синие Ведерки».

Популярное

Previous Next

  • 12 августа
  • Технологии
Фото Гавриила Григорова / ТАСС

Введение единого минимального тарифа на поездку в такси в Москве (150 рублей) приведет к сокращению заработка таксистов на 4,5 — 5,1 млрд рублей в год, подсчитали эксперты. Законопроект с таким предложением депутаты Госдумы могут рассмотреть осенью

Если в Москве установят минимальный базовый тариф за поездку на такси в 150 рублей, водители будут терять от 4,5 до 5,1 млрд рублей в год из-за отказа пассажиров от поездок, говорится в исследовании экономического факультета МГУ (есть у Forbes). Оно посвящено экономическому эффекту, который может создать принятие законопроекта о регулировании такси. Такой документ депутаты собираются рассмотреть в осеннюю сессию 2021 года.

Что за закон

Закон о такси депутаты Госдумы приняли в первом чтении еще в 2018 году. Тогда его внесли на рассмотрение депутат Вячеслав Лысаков, председатель комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев и его первый заместитель Виталий Ефимов.

В 2019-м вторая редакция законопроекта, подготовленная ко второму чтению, вызвала резкую критику Государственно-правового управления (ГПУ) администрации президента и представителей агрегаторов такси. Новый документ ограничивал доступ иностранным юрлицам и филиалам иностранных компаний к работе в службе заказа такси и привлечение иностранного капитала, запрещал работу в такси для иностранцев и заставлял утверждать тарифы на поездки в Минтрансе.

Вновь активно обсуждать законопроект начали осенью 2020 года. В новой осенней сессии 2021-го Госдума опять вернется к обсуждению законопроекта, рассказал Forbes один из авторов исследования, ассистент кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ Антон Морозов. Поэтому Морозов и его коллеги подготовили исследование именно сейчас, добавил он.

«Нужно работать по 15-18 часов»: как изменилась жизнь таксистов с появлением агрегаторов

О чем говорится в исследовании

Чтобы оценить потенциальное влияние нового закона на московский рынок пассажирских перевозок, исследователи МГУ использовали данные о среднемесячном заработке водителей такси в Москве и общем числе водителей с лицензией в 2020 году — их оказалось более 64 000 человек.  

Реклама на Forbes

Согласно последней версии законопроекта (она появилась в мае), с которой ознакомился Forbes, власти Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и соседних регионов смогут устанавливать минимальные тарифы для легковых такси.

На момент проведения исследования МГУ минимальная стоимость поездки в такси по Москве составляла 99 рублей. Эксперты прогнозируют, что если она повысится хотя бы до 150 рублей, 70% пассажиров, которые выбирают тариф «эконом», откажутся от поездок. При этом общее количество поездок на такси во всех ценовых сегментах сократится на 3,1%. Если минимальная стоимость поездки вырастет до 250 рублей, общее количество поездок во всех ценовых сегментах сократится почти на 14%, говорится в исследовании. При этом введение минимального тарифа прежде всего сократит число поездок на небольшие расстояния, которые в среднем приносят водителям более высокий доход, чем дальние поездки, считают в МГУ. 

Также, согласно законопроекту о такси, власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут ограничивать количество машин такси в городе. Исследователи МГУ рассчитали, как увеличится время ожидания такси для пассажира, если количество машин в Москве снизится по сравнению с 2020 годом хотя бы на 10%. По их расчетам, в этом случае время подачи такси увеличивается на 7,9% — 9,8%. Кроме того, из-за долгого ожидания пассажиры начнут отказываться от поездок: тогда потери московских водителей могут составить 638,6 млн рублей в год.

Основные убытки на рынке такси могут быть связаны с тем, что из-за ограничения количества машин часть водителей вынуждены будут перейти в теневой сектор. Совокупные потери таких водителей, по оценкам МГУ, составят до 475,1 млн рублей в месяц, или до 5,7 млрд рублей в год.

Прокатиться на $300 млрд: история рынка агрегаторов такси

Агрегаторы против

Введение минимального тарифа приведет к резкому снижению объемов спроса на рынке такси — это негативно скажется на заработке водителей, рассказала представитель «Ситимобила» Полина Ломоносова. По ее словам, компания не поддерживает введение ограничения числа разрешений на таксомоторные перевозки в Москве и других городах. Это приведет к росту «серого» рынка такси и создаст угрозу для безопасности пассажиров, отметила Ломоносова.

Такси «Максим» тоже не поддерживает инициативу разработчиков законопроекта о регулировании тарифов и введении квот, отметил представитель компании Павел Стенников. По его словам, цена перевозки — это баланс между суммой, которую пассажир готов заплатить за услугу, и суммой, за которую перевозчик готов ее оказать. «Мерилом стоимости поездки является не воля агрегатора и не желание перевозчика, а платежеспособность населения», — говорит Стенников. Административное вмешательство в этот процесс приведет к уничтожению рыночной модели ценообразования, считает он. 

В такси «Максим» также считают, что в городах и регионах нет статистики и анализа, чтобы принимать адекватное решение по необходимому числу машин такси. 

Forbes отправил запрос в Дептранс. Представители «Яндекс.Такси» и такси Gett не ответили на запросы. 

Гибридный дирижабль, беспилотные такси и Hyperloop: транспорт будущего в настоящем

Гибридный дирижабль, беспилотные такси и Hyperloop: транспорт будущего в настоящем

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий