Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин

Содержание

Кто такие временно пребывающие

Кадровому специалисту важно понимать отличия временно пребывающих и проживающих в РФ для их правильного оформления. Исходя из текста ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 31.07.2020), это лица, законно находящиеся на территории РФ и имеющие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство (ВНЖ) или разрешение на временное проживание (РВП).

image
image

Подтверждение проживания в России

Как требует п. 9 ст. 6 ФЗ № 115, гражданин иностранного государства, проживающий по РВП в России, обязан ежегодно отчитываться о своем проживании на ее территории. Делать это необходимо не позднее 2 месяцев по истечении календарного года, истекшего с момента оформления разрешения, путем направления уведомления

. Правила его подачи оговорены постановлением Правительства от 17.01.2007 № 21, согласно которым уведомление подается в орган ГУВМ по месту оформления документов.

Подать его можно лично или же через портал Госуслуг, опять же при условии регистрации в системе ЕСИА. К уведомлению прилагается документ, подтверждающий наличие дохода и законность его происхождения, – справка о доходах, налоговая декларация или иной документ. Период, за который должны быть представлены сведения о доходах, составляет 1 календарный год. Кроме того, должно быть предъявлено само разрешение на жительство.

Читайте также:  Предельная величина базы для начисления страховых взносов

Кто имеет статус временно проживающих

Временно проживающие иностранные граждане — это лица, имеющие РВП, оформленное в установленном порядке, предоставляющее возможность проживать на территории РФ. Срок, на который иностранцы получают РВП, равняется 3 годам, после чего им необходимо получить вид на жительство (ВНЖ), поскольку такое разрешение не продлевается. Этот факт коренным образом отличает этот статус иностранного лица от двух остальных, поскольку срок действия миграционной карты продлевается неоднократно, а вид на жительство (ВНЖ) не имеет такого срока (исключение составляют высококвалифицированные работники, чей срок ВНЖ равняется сроку действия разрешения на работу).

В целях идентификации иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, имеют отметку в документе, удостоверяющем личность, о том, что им предоставлено такое право. Если такого документа нет, РВП оформляется отдельно.

Особенность составляет и то, что такой работник осуществляет трудовые обязанности только на территории субъекта пребывания. Исключение составляют работники, входящие в перечень из приказа Минздравсоцразвития № 564н от 28.07.2010. Таким лицам работа вне субъекта пребывания разрешена, но не более 10 дней.

Вопрос: в чем отличие временно пребывающего от временно проживающего в 2021 году?

Ответ: в документе, опосредующем пребывание иностранного лица в РФ; объеме прав; размере страховых взносов за лицо.

Квотный принцип выдачи разрешений

В общих случаях ст. 6 ФЗ № 115 разрешает временно проживать в стране лишь лицам в пределах выделенной квоты. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2581-р на 2021 год такая квота установлена в размере 90,3 тыс. разрешений. Квоты на каждый следующий год принимаются в конце предыдущего. Все они в разной пропорции распределены по субъектам, например, в Санкт-Петербурге выделено 1,5 тыс. квот, в то время как в Ростовской области – 3 тыс., а в Оренбургской области – всего 450. Такие цифры – не прихоть центра и не какие-либо ограничительные меры, а описание существующей в регионе ситуации.

Каждый регион запрашивает необходимое ему количество квот на иностранцев самостоятельно, исходя из своих потребностей, наличия рабочих мест и в целом ситуации с занятостью, экономической и миграционной ситуации в целом.

Кроме того, п. 3 ст. 6 ФЗ № 115 ряду категорий иностранцев позволяет оформлять статус и без учета квот. Это супруги, родители и дети нетрудоспособных россиян, участники программ переселения, инвесторы, бывшие граждане СССР и ряд других лиц.

Чем они отличаются от постоянно проживающих

Теперь разберемся, что значит постоянно проживающий на территории РФ и какие права предоставляет такой статус.

Иностранный гражданин получает статус постоянно проживающего в период, пока у него действует РВП. В это время он имеет возможность оформить вид на жительство (ВНЖ), выдаваемый на 5 лет и продлевающийся многократно. В то же время он ежегодно уведомляет о подтверждении своего проживания.

Статус постоянно проживающего фактически предоставляет те же права, что и гражданство, за исключением права участия в управлении государством (политические права).

Можно ли жить без регистрации?

Постоянная прописка по адресу проживания:

  • оформляется бессрочно, и закон обязывает каждого гражданина иметь постоянную прописку;
  • чтобы выписать человека с жилплощади, потребуется его согласие.

Место постоянной регистрации закрепляется в ряде документов миграционной службы и отражается в штампе на соответствующей странице паспорта. И по нему государственные органы могут найти человека, например, правоохранительные структуры разыскивают нарушителей, налоговые службы рассылают сообщения.

Временная регистрация по месту прибытия:

  • дается только на время – не более, чем на 5 лет;
  • проживать в помещении человек может беспрепятственно в течение всего срока;
  • согласия на выписку не требуется.

Имеющие постоянную и временную регистрацию лица могут рассчитывать:

Читайте также:  Что такое счёт 40821 – как его открыть и использовать?

  • трудоустроиться,
  • получить денежный заем в банке;
  • поставить ребенка в очередь на получение места в детском саду;
  • оформить социальное пособие;
  • прикрепиться к поликлинике и получать медицинскую помощь в стационаре;
  • получить ряд документов: свидетельство ИНН, удостоверение водителя, медицинский полис, СНИЛС.

Все граждане РФ, согласно закону, должны иметь постоянную регистрацию. Каждый ребенок, родившись, получает ряд документов:

  • свидетельство о рождении;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • а также обязательно прописывается по адресу вместе с родителями.

Штраф за отсутствие регистрации по месту проживания и пребывания

На ответственное лицо при несоблюдении правил регистрации или проживании дольше предусмотренных норм — налагается административное наказание в виде штрафа.

Ответственное лицо Стоимость, тыс. руб.
Москва, СПБ Др. города РФ
Для граждан (физическое лицо) 3-5 2-3
Для арендодателей или нанимателей 5-7 2-5
Для компаний (юридическое лицо) 300-800 250-750

При этом от штрафа освобождается ближайшие родственники собственника жилья, в котором проживают больше установленного времени. В этом случае им грозит лишь предупреждение и требование зарегистрироваться.

Как получить временную регистрации по месту проживания гражданину РФ?

Почему важно правильно определять статус иностранных граждан

Основным в практике оформления иностранной рабочей силы остается вопрос, в чем различия правового положения временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих иностранцев в РФ. Знать правильный ответ крайне важно, поскольку от правильной квалификации статуса зависит определение круга обязанностей, возложенных на работодателя по формированию отчетности, уведомлению контролирующих органов, расчету страховых отчислений.

У иностранного работника изменился миграционный статус — был временно пребывающим, а стал временно проживающим. Как определить страховой стаж для назначения пособий?

Получать пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством вправе только лица, которые подлежат обязательному социальному страхованию (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, далее — Закон N 255-ФЗ).

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не подлежат, поэтому получать пособия они не вправе.

В отличие от них иностранцы, постоянно или временно проживающие на территории РФ и работающие по трудовым договорам, относятся к категории застрахованных лиц (ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ).

Примечание. Кто не может получать пособия в случае болезни и в связи с материнством:

Временно пребывающие иностранные работники (ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ);

Исполнители работ по гражданско-правовым договорам (ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ).

Миграционный статус изменился

С того момента, как иностранный работник стал временно проживающим — получил вид на жительство (абз. 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ), он признается застрахованным лицом.

Статус временно проживающего подтверждает разрешение на временное проживание. Разрешение оформляется в виде отметки в паспорте. Срок действия разрешения составляет три года, его продление законодательством РФ не предусмотрено.

При наступлении страхового случая временно проживающий в России работник может обратиться в медицинскую организацию за листком нетрудоспособности и предъявить его работодателю для получения пособия (п. 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н).

Страховой стаж и размер пособий

Размеры пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам зависят от продолжительности страхового стажа работника на момент наступления страхового случая (п. 7 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91).

Размер пособия по временной нетрудоспособности и страховой стаж

Частью 1 статьи 7 Закона N 255-ФЗ установлена следующая зависимость размера пособия от продолжительности страхового стажа:

100% среднего заработка — при страховом стаже 8 и более лет;

80% среднего заработка — от 5 до 8 лет;

60% среднего заработка — до 5 лет.

Размер пособия по беременности и родам и страховой стаж

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине (ч. 1 и 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ):

В размере 100% — если ее страховой стаж составляет 6 месяцев и более;

В размере МРОТ за каждый календарный месяц, если страховой стаж меньше 6 месяцев.

Подсчитываем страховой стаж для назначения пособия по беременности и родам

Как правило, стаж работы иностранного гражданина за пределами территории РФ при назначении пособий в России не учитывается. Но в некоторых случаях заграничный трудовой стаж учету подлежит.

Когда допускается зачет иностранного стажа

Трудовой стаж, заработанный иностранными гражданами в период трудовой деятельности на территории другого государства, будет признан в РФ, если у России с этими странами заключены соответствующие соглашения (ч. 2 ст. 1.1 Закона N 255-ФЗ).

Например, такие соглашения подписаны:

С Украиной — Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, от 14.01.93;

Арменией — Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории РФ, от 19.07.94;

Белоруссией — Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», Договор между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения»;

Молдавией — Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств, от 27.05.93;

Королевством Испания — Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, от 11.04.94.

И хотя речь идет о признании трудового стажа иностранного работника, а при назначении пособий учитывается страховой стаж, в рассматриваемом случае эти понятия тождественны. Такой вывод можно сделать из части 2 статьи 1.1 Закона N 255-ФЗ и, например, статьи 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006. В ней сказано, что при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в обеих странах.

Какие документы подтвердят периоды работы иностранца у себя в стране и в России

Период работы за рубежом. Тот факт, что гражданин работал в одной из стран, с которыми Россия заключила соглашения о взаимном признании трудового стажа, он может доказать, представив российскому работодателю копии трудовой книжки и трудового договора, переведенные на русский язык и заверенные нотариально.

Период работы в России. В страховой стаж иностранца будут включены только те периоды работы, которые подтверждены:

Записью в трудовой книжке;

Письменным трудовым договором;

Справкой предыдущего работодателя, муниципального (государственного) органа;

Выпиской из приказов;

Копиями лицевых счетов и ведомостей на выдачу зарплаты.

Это предусмотрено пунктами 2, 8, 9 и 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91.

Пример 1. Е. Тышкевич, гражданка Республики Беларусь, с 3 марта 2011 года по 4 июня 2012 года работала у себя на родине, затем приехала в Россию. Здесь она устроилась на работу 31 октября 2013 года.

Российскому работодателю работница представила документ, заверенный печатью, содержащий сведения о продолжительности работы и заработной плате (помесячно). 5 ноября 2013 года Е. Тышкевич получила статус временно проживающей на территории РФ.

21 апреля 2014 года сотрудница уходит в отпуск по беременности и родам. В этот день она представила работодателю заявление на отпуск и назначение пособия, а также листок нетрудоспособности.

В каком порядке должен быть определен страховой стаж для назначения пособия по беременности и родам?

Решение. Страховой стаж определяется на день наступления страхового случая (п. 7 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91).

В расчетный период у работницы войдут 2013 и 2012 годы. В расчетном периоде сотрудница не была в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком, поэтому заменить эти годы на предшествующие она не может (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Страховые взносы в ФСС РФ за работницу впервые перечислены за ноябрь 2013 года, когда у иностранки изменился статус. С этого месяца работница считается застрахованной в системе обязательного социального страхования.

Трудовой стаж работницы, накопленный работницей у себя на родине, российская компания учтет при определении ее страхового стажа для получения пособия по беременности и родам в России (ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006).

Стаж для пособий исчисляется по законодательству той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность.

К моменту написания заявления о предоставлении декретного отпуска работница трудилась на территории России 5 месяцев и 21 день. При этом страховые взносы уплачивались за 5 месяцев и 16 дней.

Из трудовой книжки работницы следует, что на территории Белоруссии она проработала с 3 марта 2011 года по 4 июня 2012 года — 15 месяцев и 2 дня. С учетом этого страховой стаж к моменту наступления страхового случая составит 20 месяцев и 18 дней.

Пособие по беременности и родам будет назначено Е. Тышкевич в размере 100% среднего заработка. Это предусмотрено частью 1 статьи 11 Закона N 255-ФЗ.

Стаж учитывается, начисления — нет

В заработок, из которого исчисляются пособия, следует включить только выплаты и вознаграждения, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с законодательством РФ (ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Вознаграждения, полученные работником-иностранцем в расчетном периоде на территории иностранного государства, с которых страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начислялись, не могут быть учтены при расчете пособия (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Пример 2. В расчетном периоде Е. Тышкевич, гражданка Республики Беларусь, заработала на родине 34 800 892 белорусских рубля (в период с 1 января по 4 июня 2012 года). На территории России в период с 31 октября по 31 декабря 2013 года она заработала 143 043,48 руб. (70 000 руб. : 23 раб. дн. х 1 раб. дн. + 70 000 руб. х 2 мес.). Какова сумма выплат, учитываемых для расчета пособия по беременности и родам?

Решение. Страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бухгалтер стал начислять с заработка, полученного работницей начиная с 5 ноября 2013 года. В этот день Е. Тышкевич получила статус временно проживающей.

В расчетном периоде сумма выплат, на которые начислены взносы, составила 136 500 руб. (70 000 руб. : 20 раб. дн. х 19 раб. дн. + 70 000 руб.).

Заработок, полученный сотрудницей в расчетном периоде в Республике Беларусь, а также в российской компании в период с 31 октября по 4 ноября 2013 года, учтен не будет.

Взаимного зачета стажа нет

Если между Российской Федерацией и иностранным государством не заключено соглашение о взаимном признании трудового стажа, в расчетный период для выплаты пособий войдут только периоды, в которых за иностранного работника уплачивались страховые взносы в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ).

Пример 3. Изменим условия примера 1. Предположим, что работница является гражданкой государства, не имеющего с Россией договора о взаимном признании стажа. Каков страховой стаж работницы на 21 апреля 2014 года?

Решение. Страховой стаж на день ухода в декретный отпуск составляет 5 месяцев и 16 дней.

Пособие по беременности и родам работнице будет начислено в размере МРОТ за каждый календарный месяц (ч. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ).

Временно пребывающий и временно проживающий

Подборка наиболее важных документов по запросу Временно пребывающий и временно проживающий (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Временно пребывающий и временно проживающий

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Временно пребывающий и временно проживающий

Путеводитель по кадровым вопросам. Иностранные работникиВ зависимости от режима пребывания (проживания) иностранцев можно разделить на постоянно или временно проживающих на территории РФ и временно пребывающих на территории РФ, что следует из абз. 10, 11, 12 п.

Работник-иностранец получил статус временно проживающего — расчет пособий

1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ. Иностранные граждане могут въезжать в РФ на основании визы или в безвизовом порядке. Это следует из положений ч. 2 ст. 6 и ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», абз. 19 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Статусы иностранного гражданина в России

Уважаемые партнеры!

Все миграционное законодательство начинается со статуса иностранного гражданина. От его точного определения зависит не только процесс оформления, но и размер налоговых вычетов, начисление страховых взносов в Пенсионный Фонд, Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования, Фонд Социального Страхования РФ и т.д.

Какие существуют статусы иностранных граждан и как правильно его определить, мы расскажем сегодня.

Всего статусов — три:

1. Постоянно-проживающие на территории России иностранные граждане;

2. Временно-проживающие на территории России иностранные граждане;

3. Временно-пребывающие на территории России иностранные граждане.

Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в РФ, а также на свободный выезд и въезд на территорию РФ. Работать может на территории всей Российской Федерации.

Срок действия вида на жительство – 5 лет, после этого он может быть продлен еще на 5 лет, или оформлено гражданство Российской Федерации.

Разрешение на временное проживание – это отметка в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, подтверждающая право иностранного гражданина временно проживать на территории РФ до получения вида на жительство. Выдается иностранному гражданину при наличии оснований для получения данного статуса (рождение на территории РСФСР и гражданство СССР или рождение в РФ, нетрудоспособные родители-граждане РФ, брак с гражданином/гражданкой РФ, диплом об образовании на территории РФ) или в пределах квоты на выдачу разрешений.

Правовое положение иностранных граждан в РФ: закон и его основы, группы иностранцев и их статус

Работать иностранный гражданин с РВП может ТОЛЬКО в регионе, где ему выдано разрешение на временное проживание.

Срок действия такого разрешения – 3 года, впоследствии иностранный гражданин может оформить вид на жительство. Продление НЕ предусмотрено.

  • Временно пребывающий иностранный гражданин прибывает на территорию РФ:  — на основании визы; — в безвизовом порядке (СНГ), получает миграционную карту на границе, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В первом случае, срок пребывания определяется визой, во втором – не может превышать 90 дней при условии, что иностранный гражданин встал на миграционный учет.

Продлить временное пребывание возможно до 1 года, получив разрешение на работу или оформив трудовой патент.

Советуем прописать в трудовом договоре обязанность иностранного сотрудника оперативно предоставлять информацию работодателю в случае изменения его правового статуса.

Об особенностях оформления иностранных граждан с разным правовым статусом вы узнаете из следующих выпусков.

Желаем вам успешной и эффективной работы!

Последние миграционные новости

Перейти ко всем выпускам рассылки «Полезные советы миграционного юриста»

Перейти к следующему выпуску

Оформление трудовых отношений с иностранными гражданами

.

Президентом Российской Федерации издан Указ от 15 июня 2021 г. № 364, в соответствии с которым после 16 июня 2021 г. продлеваются временные меры по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Фото: Максим Блинов / РИА Новости

КАКИЕ ВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ УКАЗ ПОСЛЕ 16 ИЮНЯ 2021 ГОДА?

С 16 июня 2021 г. приостанавливается течение:

сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты (с проставленными в них отметками);

сроков действия свидетельств участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, действительных по состоянию на 15 марта 2020 г.;

сроков действия разрешений на временное проживание и видов на жительство действительных по состоянию на 15 марта 2020 года, в случае если иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие такие документы, находятся за пределами Российской Федерации;

сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы и членов их семей, временно и постоянно проживающих иностранных граждан либо являющихся высококвалифицированными специалистами, в случае если указанные категории иностранных граждан не въехали в Российскую Федерацию до истечения 6 месяцев нахождения за пределам Российской Федерации, необходимого для принятий решений об аннулировании соответствующих документов.

С 16 июня по 31 декабря 2021 г. включительно приостанавливается течение сроков временного или постоянного проживания иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, сроков их регистрации по месту жительства, а также сроков действия удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

НА КАКОЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННЫХ МЕР В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН?

Временные меры в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства действуют с 16 июня 2021 г. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с государством, гражданином которого они являются или в котором имеют право постоянного проживания.

Перечень иностранных государств, в отношении которых будут сниматься введённые Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ НЕ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЛЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ?

Срок временного пребывания в Российской Федерации продлевается без необходимости обращения в территориальные органы МВД России иностранных граждан и лиц без гражданства:

имеющих по состоянию на 16 июня 2021 г. действительные визы, документы с проставленными отметками о разрешенном сроке пребывания, или подтверждающие временное либо постоянное проживание в Российской Федерации;

у которых окончание сроков временного пребывания приходилось на период после 15 марта 2020 г. и течение этих сроков было приостановлено без необходимости обращения в территориальные органы МВД России.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЛЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ?

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющим по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания в Российской Федерации, а также не покинувшим территорию Российской Федерации в связи с возобновлением транспортного сообщения с государством, гражданином которого они являются или в котором имеют право постоянного проживания, предоставлена возможность до 30 сентября 2021 г. обратиться в территориальные органы МВД России с заявлением об урегулировании правового положения. В случае обращения иностранных граждан с таким заявлением к ним не будут применяться меры государственного принуждения, связанные с удалением за пределы Российской Федерации и установлением запрета на въезд в Российскую Федерацию.

Названная преференция по урегулированию своего правового положения в Российской Федерации также распространяется на граждан иностранных государств, у которых прекращены разрешенные сроки временного пребывания, временного или постоянного проживания в Российской Федерации в связи с истечением 90 дней с даты возобновления транспортного сообщения с государством их гражданской принадлежности и они не покинули территорию Российской Федерации в установленный срок.

Обращаем внимание, что иностранные граждане и лица без гражданства, которые урегулировали свой правовой статус, в рамках предоставленной Указом возможности, смогут в пределах разрешенного срока пребывания в Российской Федерации обратиться в территориальные органы МВД Росси по вопросу оформления разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности либо временного или постоянного проживания в Российской Федерации.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не желают урегулировать свой правовой статус, предоставлено право выезда за пределы Российской Федерации до 30 сентября 2021 г.

КАК ВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ ЗАТРАГИВАЮТ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ И ИХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ?

Работодатели, имеющие разрешение на привлечение иностранных работников, вправе до 31 декабря 2021 г. обратиться за получением разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке, требующем получения визы, независимо от их цели въезда в Российскую Федерацию.

Для граждан Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины до 31 декабря 2021 г. сохранено право обращения за получением патента без учета требований к сроку подачи документов и заявленной цели въезда в Российскую Федерацию.

Гражданам государств-членов Евразийского экономического союза также предоставлена возможность заключать трудовые или гражданско-правовые договоры независимо от цели въезда в Российскую Федерацию до 31 декабря 2021 года.

Иностранные граждане смогут осуществлять трудовую деятельность до истечения сроков действия трудовых или гражданско-правовых договоров, а также выданных патентов или разрешений на работу, в том числе после 16 июня и до 31 декабря 2021 г.

ИМЕЮТСЯ ЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВРЕМЕННЫХ МЕР?

Установленные Указом временные меры, как и ранее, не распространяются на лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и правопорядку.

После 16 июня 2021 г. возобновляется правоприменительная практика, связанная с аннулированием ранее выданных иностранным гражданам разрешений на работу либо патентов, разрешений на временное проживание и видов на жительство, за исключением основания нахождения иностранных граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев.

Источник: МВД Медиа

Власть Общество Соцсфера Миграция Правительство МВД Иностранцы в России Разбор ситуации по шагам:

Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Сроки

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется в соответствии с Законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Так:

  • срок пребывания определяется сроком действия выданной визы в случае визового въезда в страну;
  • срок пребывания не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;
  • сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ, за исключением ряда случаев.

К таким случаям, в частности, относятся:

  • продление действия визы или срока временного пребывания;
  • выдача новой визы;
  • выдача разрешения на временное проживание;
  • выдача вида на жительство;
  • подача заявления и документов, необходимых для получения разрешения на временное проживание;
  • подача заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, или заявления о выдаче вида на жительство. Указанный перечень случаев не является исчерпывающим (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Права временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Законодательство гарантирует иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, право на свободу и личную неприкосновенность. Иностранный гражданин вправе свободно передвигаться по территории РФ.

Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц.

Также в установленных законом случаях может быть ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. ст. 17, 19, 22, 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ).

Иностранные граждане имеют право на доступ к культурным ценностям, а также могут участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Иностранным гражданам наравне с гражданами РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается (ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

В семейной сфере иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ).

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане имеют право на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ).

Кроме того, временно пребывающие в РФ иностранные граждане вправе (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23, ч. 2, 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. ст. 18, 1214 ГК РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ):

  1. иметь в собственности имущество;
  2. наследовать имущество;
  3. самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями создавать юридические лица;
  4. совершать сделки, не противоречащие закону, и участвовать в обязательствах;
  5. иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, других охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
  6. иметь другие имущественные и личные неимущественные права (например, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны);
  7. участвовать в трудовых отношениях на основании дополнительно оформляемого разрешения.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Обязанности временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).

Временно пребывающие в РФ должны в установленном порядке уведомить территориальный орган МВД России (далее — территориальный орган МВД России) о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Процедуры по постановке на миграционный учет осуществляются принимающей стороной или иностранным гражданином самостоятельно (п. п. 20, 22 Правил).

Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или трудится. Иностранный гражданин, который прибыл в место пребывания, предъявляет принимающей стороне паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 26 Правил).

Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы, которая должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган МВД России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил).

Ответственность временно пребывающих в РФ

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):

  1. в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
  2. осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
  3. уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
  4. не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;
  5. привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий